четверг, 24 октября 2013 г.

«Русская акварель конца XIX − начала XX века»

Выставка дает возможность насладиться уникальными, тонкими и эффективными, виртуозными по исполнению акварельными работами знаменитых и малоизвестных художников рубежа веков – К.Е.Маковского, А.Д.Кившенко, А.К.Беггрова, И.С.Ендогурова и др. Экспозиция восстановлена по многочисленным просьбам зрителей

Акварель – один из самых поэтичных видов изобразительного искусства. Вероятно, поэтому лирические, «наполненные светлыми и ясными образами литературные зарисовки или новеллы часто называют акварелью». С ней сравнивают «музыкальные создания с нежными, прозрачными мелодиями». Ведь акварелью можно передать не только красоту небес, изменчивые облака, пелену тумана… 

Сложная и редкая по красоте акварельная живопись привлекает каждого ищущего художника, владение ею свидетельствует о высокой культуре его ремесла. 

За всю историю своего развития искусство акварели не раз меняло и стилистические, и технические приёмы. Еще в конце XV века выдающийся мастер немецкого Возрождения А.Дюрер создал множество великолепных акварелей: пейзажи, изображения животных и растений. Но в полной мере акварель утвердилась в странах Европы в конце XVIII - начале XIX веков. 

Немало замечательных акварелистов было в России в начале XIX века, а в конце XIX-го акварельное искусство переживает расцвет и вновь занимает ведущее место. Во многом это было связано с деятельностью «Общества русских акварелистов» (иногда его называют «Императорским обществом акварелистов»). Это общество ставило целью активное содействие развитию акварельной живописи и сыграло значительную роль в художественной жизни страны. 

Все работы, представленные на выставке в Севастопольском художественном музее, созданы в разные годы членами этого объединения. Официальная история «Общество русских акварелистов» началась с 1887 года, хотя первая выставка его, тогда еще не общества, а кружка русских акварелистов, состоялась еще раньше в 1881 году в Петербурге. Сезон «Пятниц акварелистов» открывался в Академии художеств в октябре и кончался в начале апреля. На эти собрания допускались и посторонние лица, а сами собрания носили характер литературно-художественных вечеров. 

Общество существовало до 1918 года и за это время организовало 36 выставок, в том числе и передвижных (в Риге, Москве, Гельсингфорсе, Мюнхене). Выставки устраивались ежегодно сначала в «Обществе поощрения художников», затем в Академии художеств и в здании петербургского Пассажа. В правление Общества входили: Альб.Н.Бенуа, Д.А.Бенкендорф и А.С.Егорнов, а почетными членами были избраны Н.П.Собко, В.Е.Маковский, княгиня М.К.Тенишева и А.Н.Бенуа. 

Состав Общества был довольно многочисленным, а начальный период его деятельности был связан с известнейшими художниками Альб.Н.Бенуа, М.Я.Вилье, Н.Н.Каразиным…, среди которых одно из главнейших мест занимал их учитель Л.О.Премацци, виртуозный мастер акварельной техники, миланец, находившийся на службе в России. 

Характерно, что «акварельные» выставки пользовались неизменной благосклонностью великосветских аристократических кругов и проводились под патронажем императорского двора. Благодаря «дипломатическим» способностям лидеров объединения Альб.Н.Бенуа и М.Я.Вилье эти выставки регулярно посещала царская семья во главе с Александром III, императрицей Марией Фёдоровной и наследником, будущим императором Николаем II. Не случайно большинство представленных в экспозиции акварелей поступили в СХМ из летнего царского дворца в Ливадии. 

В разное время на выставках Общества участвовали и передвижники (А.К.Беггров, И.И.Ендогуров, А.П.Соколов…) и близкие Товариществу, но академической «ориентации», художники (К.Е.Маковский, А.Д.Кившенко, А.Н.Степанов, А.А.Харламов). На некоторых экспозициях можно было увидеть жанровые работы крупнейшего акварелиста 2-й половины XIX века П.П.Соколова. Но в целом творческое лицо Общества русских акварелистов определялось «академистами» и среди них немалую роль играли Л.Ф.Лагорио, А.С.Егорнов, А.И.Мещерский, А.А.Писемский, художник-этнограф Н.Н.Каразин… Почти все их произведения исполнены мастерски, высокотехнично, а некоторые даже излишне «чистенько» и красивенько, особенно этим «грешили» архитекторы, которых было немало в этом объединении (К.Э.Гефтлер, В.А.Фельдман, Л.М.Браиловский). К салонной продукции «академических столпов» примыкала графика С.С.Соломко, чьё имя на рубеже веков из-за внешней благостности и излишней слащавости было нарицательным среди самих художников, а сейчас почти забыто. 

Почти все мастера, чьи работы экспонируются на данной выставке, оказались приверженцами старого классического письма. Одни художники писали по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета; другие работали в многослойной или смешанной технике. Однако, главная особенность акварели в том, что нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит ни малейшей затертости, «замученности», неясности. Прозрачность и блеск придаёт ей бумага, которая должна быть белой и чистой. 

Отрадно, что культурные традиции сохраняются, опыт старых акварелистов изучается, и в этом убеждает пятнадцатилетняя деятельность возобновленного в Санкт-Петербурге Общества русских акварелистов. 

Л. Смирнова, искусствовед