среда, 22 мая 2013 г.

«Севастопольские Владимирские соборы»

Символами Херсонеса и Севастополя являются две святыни, два Владимирских собора, построенных в византийском стиле: Херсонес – как место крещения князя Владимира и Севастополь – как город подвига и воинской славы, собор которого стал усыпальницей четырех адмиралов. Известные художники города и его гости сохранили образы соборов, израненных после войны и восстановленных и сияющих ныне.

В октябре 1825 г. командир Черноморской эскадры адмирал А. С. Грейг подал находившемуся в Севастополе императору Александру I записку о сооружении в Херсонесе – на месте крещения великого князя Владимира – «небольшой изящной архитектуры церкви, с устроением при ней богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами, и чтобы в церкви той еженедельно было совершаемо служение». Все «усердные сыны России и истинные христиане» приглашались к соучастию в этом «патриотическом предприятии» добровольными пожертвованиями. 

В результате объявленного в 1829 г. конкурса был высочайше утвержден проект крестово-купольного храма в русско-византийском стиле работы выдающегося архитектора К. А. Тона (1794–1881). К херсонесским развалинам, на которых предполагали возвести Владимирскую церковь, даже наметили крестный ход, чтобы заложить первый камень в ее основание. Но этому невольно помешал командующий Черноморским флотом адмирал М. П. Лазарев. В 1842 г. он успешно ходатайствовал перед императором Николаем I о строительстве православного храма, необходимого жителям Севастополя. 

Государь, в следующем году посетивший город, сам изволил указать место для храма во имя святого Владимира – на Центральном городском холме, причем, по херсонесскому проекту Тона. Волей монарха в 1847 г. деньги, собираемые в течение более десятилетия по всей России для храма в древнем Херсонесе, были переброшены на строительство севастопольского собора. В 1848 г. начались подготовительные работы, и открылся общенародный сбор пожертвований. 

В 1851 г. скончался адмирал М. П. Лазарев. Великого русского флотоводца упокоили в специальном склепе, легшем в основание Свято-Владимирского собора. Закладка его состоялась 15 июня 1854 г., когда соединенный англо-французский флот уже появился в Севастопольской бухте. Поэтому при освящении места будущего собора архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов, † 1857) сказал: « Итак, не унывай, богоспасаемый град Севастополь, от множества и злобы врагов, тебя обышедших, памятуя, что ты приемник и наследник не Ахтиара мусульманского, а православного Херсонеса Таврического. Созданное в защиту твою руками человеческими еще может уступить силе и искусству человеческому, но что дано и положено свыше, того не может изменить никто и ничто». 

Узнав о трагической кончине 17 октября 1954 г. на Малаховом кургане вице-адмирала В. А. Корнилова, император Николай I приказал похоронить его рядом с «незабвенным Лазаревым». Погибших в 1855 г. контр-адмирала В. И. Истомина и адмирала П. С. Нахимова положили в тот же склеп. Так, еще только предполагавшийся к постройке Владимирский собор получил статус усыпальницы. 

Дело по увековечению духовного подвига равноапостольного князя Владимира на Херсонесе сдвинулось с места только после того, как в ноябре 1849 года архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий приступил к осуществлению своего проекта «Русский Афон». В нем отводилось место и основанию между херсонесскими развалинами церкви, возводимой «от лица всей России». 

Получив весной 1850 г. одобрение императора Николая I и Синодальный указ, архиепископ Иннокентий принялся за основание Свято-Владимирской киновии, которую успел открыть до Крымской войны – 18 марта 1853 г. 

Император дал свое разрешение на сооружение в Херсонесской обители Владимирского собора 10 февраля 1858 г. Но вопрос финансирования не был решен. Благодаря вмешательству великого князя Константина Николаевича удалось разморозить строительство обоих Владимирских соборов – на Центральном холме и в киновии, пересмотрев их архитектурное решение. 

28 августа 1859 г., согласно высочайшему указу, сумму до 200 тысяч рублей серебром, ранее собранную от пожертвований на построение храма святого Владимира в Херсонесе, разделили на две равные части: одну на постройку церкви в Севастополе, а другую – на Херсонесский собор. Новые добровольные приношения впредь предназначались исключительно в пользу последнего сооружения. 

К возведению городского соборного храма приступили только в 1862 г. Автором нового проекта стал выдающийся крымский архитектор А. А. Авдеев (1818–1885), который существенно переработал замысел К. А. Тона, удалив из него псевдовизантийский официоз с пресловутым пятиглавием. Господствующее над сушей и над морем здание было окончено в 1888 г., спустя почти 40 лет после его заложения. Оно замечательно абсолютной гармонией внешнего исполнения и внутренней отделки. В нижней Никольской (матросской) церкви собора, под мраморными плитами, образующими крест, захоронены останки Корнилова, Нахимова, Истомина и Лазарева. Кроме них, здесь находятся могилы девяти адмиралов, за свои выдающиеся деяния удостоенных чести последнего упокоения в Севастопольской усыпальнице. 

5 октября 1888 г. епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский, † 1898) совершил освящение городского Владимирского собора. Торжества прошли в присутствии великого князя Константина Николаевича. 

Работы по возведению соборного храма в Херсонесском монастыре по высочайше одобренному проекту и с согласия Святейшего Синода «предоставлялись» в ведение местного епархиального и гражданского начальства, которое «для распоряжения работами» составило «Комитет по сооружению храма св. равноапостольного князя Владимира» (упразднен в 1872 г.). 

2 июня 1859 года император утвердил проект академика Д. И. Гримма (1823–1898). Судя по чертежу, архитектурное решение Херсонесского Владимирского собора было в общих чертах заимствовано от церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе. Выдающийся зодчий учел и пожелание покойного архиепископа Иннокентия: сохранить внутри новопостроенного здания развалины той древней херсонесской церкви, где в 988 г. принял святое крещение великий князь Владимир. 

23 августа 1861 г. во рву, приготовленном для фундамента, епископ Таврический и Симферопольский Алексий (Ржаницын, † 1877) совершил водосвятный молебен. Затем венценосные супруги Александр II и Мария Александровна собственноручно заложили золотые червонцы в основание созидаемого Херсонесского собора. Следом за ними золотые привнесли великий князь Константин Николаевич, великая княжна Мария Александровна, настоятель монастыря архимандрит Евгений (Экштейн), члены свиты, генерал-адъютант Э. И. Тотлебен и севастопольский 1-й гильдии купец П. А. Телятников. В заключение государь и архиепископ Алексий водрузили деревянный осьмиконечный крест на месте будущего престола. 

В течение 1862 г. удалось вывести только фундаменты. Несмотря на то, что Комитет располагал средствами в размере 117 981 рублей и строительными материалами на 40 тысяч, он приостановил работы на три года в ожидании нового поступления пожертвований. Работы возобновились только в мае 1865 г. К ноябрю 1867 г. удалось завершить лишь строительство нижнего Богородице-Рождественского храма Владимирского собора. Затем работы опять заморозили. Наконец, в 1873 г. возведение соборного здания «вчерне» (без отделочных работ) принял на себя московский предприниматель П. И. Губонин, построивший севастопольскую железную дорогу. Свои обязательства он добросовестно выполнил к осени 1876 г. 

Однако и через тринадцать лет этот величественный храм все еще пребывал в черновом виде. Вопрос о дорогостоящих интерьерных работах еще долгое время оставался открытым. Верующие добивались, чтобы благоукрашенный Владимирский собор был освящен в 1883 г. – к 100-летию присоединения Крыма. Потом надеялись, что он предстанет в полном великолепии к 900-летию Крещения Руси, торжественно отмечавшемуся в 1888 г. За несколько лет до этой знаменательной даты настоятель монастыря архимандрит Иннокентий (Жежеленко) отправился в Петербург, где обратился за помощью к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву. Тот обратил внимание Александра III на проблему Херсонеса. 

Действительно, 5 мая 1886 г. император с супругой Марией Федоровной, цесаревичем Николаем и великим князем Георгием «проинспектировали» монастырь. В результате Государственный совет назначил 300 тысяч рублей на внутреннюю отделку Свято-Владимирского собора. 18 января 1888 г. эта сумма была высочайше утверждена, с условием ее ассигнования от казначейства по 100 тысяч в течение трех лет. 

Первое денежное «пособие» позволило 900-летие Крещения Руси отметить торжественным богослужением в нижнем Богородице-Рождественском храме собора. 

В 1891 г. удалось завершить все внутренние отделочные работы в соборе. Его двухэтажное здание с приделами во имя благоверного князя Александра Невского и святого апостола Андрея Первозванного предстало во всем великолепии. 17 октября, в день крушения царского поезда у станции Борки, епископ Мартиниан (Муратовский) освятил главный соборный престол. Надпись на левой части иконостаса напоминала о «благодарном воспоминании дивного спасения» императора Александра III и всей августейшей семьи от грозившей опасности. 

Когда скончался проживавший на покое в Херсонесском монастыре преосвященный Мартиниан, его погребли в нижнем Богородице-Рождественском храме Владимирского собора. Над могилой владыки настоятель обители епископ Иннокентий (Солодчин, † 1919) устроил и освятил Свято-Мартиниановский придел. Здесь же он и сам похоронен. 

В конце 1920 г. Севастополь окончательно перешел под советскую власть. В Херсонесском соборе продолжались ежедневные богослужения, что не помешало в апреле 1922 г. начать изымать из его ризницы «ценности богослужебного и другого церковного имущества из золота, серебра, драгоценных камней». 

2 октября 1924 г. Президиум СНК Крыма постановил ликвидировать Владимирский собор в уже бывшем Херсонесском монастыре и передать его здание в ведение учрежденной двумя годами ранее «Дирекции Херсонесских раскопок». 28 июля 1925 г., в день прославления святого князя Владимира, прошла последняя божественная литургия в Свято-Владимирском соборе Херсонеса. 

Духовно-литургическую жизнь собора на Центральном городском холме прервало постановление Президиума ЦИК Крымской АССР от 4 мая 1932 г. Последовало закрытие храма и изъятие принадлежавших ему ценностей в Гохран. В 1930–1940-х гг. в соборном здании размещались мастерские Осоавиахима, склады, госпиталь, бомбоубежище… 

Трагедия Великой Отечественной войны не обошла стороной оба Владимирских собора: Херсонесский оказался в руинах, Городской лишился уникального интерьерного убранства, северного фасада, купола. 

Восстанавливать собор на Центральном холме принялись с 1965 г. – согласно постановлению Государственного Комитета по делам строительства Госстроя УССР. Решением Севастопольского горисполкома 23 июня 1973 г. он стал филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя. С 20 октября 1991 г. в нем вновь начались богослужения. В настоящее время полномасштабная реставрация Владимирского собора осуществляется мастерами Студии военных художников имени М. Б. Грекова, на средства Министерства обороны Российской Федерации. 

С 1992 г. возобновились службы среди развалин Херсонесского собора. В 2004 г. его полностью восстановленное здание и абсолютно воссозданный интерьер освятил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) – в присутствии президента России В. В. Путина и президента Украины Л. Д. Кучмы. 

Ныне, в год 1025-летия крещения Руси князем Владимиром на Херсонесе появилась возможность показать разные художественные интерпретации двух Свято-Владимирских севастопольских соборов. 

Драматическая история Владимирских соборов, пострадавших во время военного лихолетья, волновала не одно поколение художников нашего города. Этюд крымского художника С.И.Владимирова «Владимирский собор», созданный сразу же после освобождения города в 1944 году, имеет не только художественную, но и историческую ценность. Еще долго после войны стоял обезглавленный и израненный херсонесский храм, чей трагический образ сохранили известные севастопольские мастера В.В.Проценко, Я.М.Мыськив, В.В.Куц. 

Возрожденные только в начале XXI века соборы радуют глаз на полотнах В.В.Чурсина, А.В.Ольхова, В.С.Заборовского, А.Ф.Власов. 

Севастопольские Владимирские соборы, которые по праву считаются историческими святынями, в настоящее время во многом определяют историко-архитектурный облик нашего города. 

Ольга Ковалик, член Союза писателей России