суббота, 18 мая 2013 г.

Европейская ночь музеев «Сила света»


18 мая в Севастопольском художественном музее «Сила света» заговорит языком искусства. На один вечер лучи прожекторов осветят не только пространство, но и время, выхватывая персонажей, эпизоды истории и произведения прошлого. На одну ночь настроения, состояния, ощущения ярчайших представителей разных эпох вплоть до современности озарят горизонт. В стенах Севастопольского художественного музея будут представлены эксклюзивные выставки, объединяющие классический и актуальный подходы: от живописи XVI века до инсталляций и объектов современных украинских художников.


Еще с конца апреля в залах постоянной экспозиции собирались после заката специально приглашенные художники. Они представляют не только разные поколения, но и различные направления в искусстве. В сгущавшейся темноте они «рисовали» фонариками, а фотоаппарат, выставленный на длинную выдержку, фиксировал «световое» творчество. Рабочая команда проекта отберет 16 фотографий из полученного материала, которые и украсят фасад 18 мая. Участники проекта: В. Новиков, А. Канунников, Е. Вильчукова, И. Шипилин, Н. Грезина, А. Шумцов, Д. Рыбина, М. Федотова, Е. Душкевич, Г. Якшин, Т. Синицын, В. Бойченко, Д. Кравцов. В перерыве с 21 часа до 22 все желающие смогут освоить технику светографики – именно в это время пройдет мастер-класс у фасада музея. 

Войдя в музей, у посетителей будет возможность познакомиться с тремя специальными выставками. Выставка «Рассветы. Закаты» предлагает два взгляда на силу света: внешний — визуальный (академическая живопись с пушкинской эпохи до начала XX века и западноевропейской школы XVII–XIX веков) и внутренний — чувственный (романтическая, реалистическая и символистская поэзия XIX–XX веков). Скрепляющим раствором служит музыка — вступление «Рассвет на Москва-реке» к опере «Хованщина» Модеста Мусоргского. 

Второй выставочный проект — «Практика спектрального анализа» — объединяет  музейные инсталляции и работы современных художников (А. Канунников, Н. Грезина, С. Катран, С. Назаров, О. Немцева), объясняющие физические свойства света языком современного искусства. Здесь можно будет не просто увидеть, но и прочувствовать силу и свойства света. 

Наконец, третья, камерная выставка «Зажигаем краски» совместит оба подхода, классический и современный: старинные полотна итальянских и голландских художников, потемневшие от времени, будут подсвечены особым образом, чтобы зрители могли рассмотреть работу мастеров в мельчайших подробностях.




Свет, посланный Солнцем с расстояния в сто пятьдесят миллионов километров через темную вселенную на темную землю, — один из самых впечатляющих источников наших ощущений. Не случайно с древних времен люди его почитали и молились ему. Но как только сила этого источника энергии (части спектра электромагнитного излучения с интервалом длин волн от 0,44 до 0,70 мкм, которую мы называем видимым светом) была познана и освоена в жизнедеятельности человечества — появилась угроза предать тайны его свойств забвению.

Зрение дает нам такой большой объем информации об окружающей действительности, как ни один другой орган чувств, а наша способность обрабатывать зрительные впечатления развита сильнее всего. Несмотря на это, свет по своей природе намного сложнее и изменчивее, чем может предположить обычный человек, который наблюдает свет только на протяжении своей жизни.

Сила света или яркость освещенной поверхности — самые понятные характеристики освещенности, оцениваемые глазом. Яркая вспышка молнии или неожиданное потемнение при затмении Солнца — легко воспринимаются. Таким образом мы не только познаем окружающий мир, но и получаем значительный заряд эмоций.

Однако нас приучили больше полагаться на знания, чем верить очевидному, до такой степени, что требуются усилия художников или детей, чтобы заставить нас ясно представить себе то, что мы видим.

Дети удивляются тому, зачем Солнце светит днем, когда и так светло. Для многих темнота не просто отсутствие света, а какое-то темное покрывало, которое обволакивает все предметы вокруг. Но порою даже общеизвестные факты трудно вытесняют впечатления непосредственного наблюдения. Учению Коперника уже более четырехсот лет, а солнце все еще продолжает двигаться по небу.

Художники в своих представлениях о свете доверяют только собственным глазам, их взгляд в значительной мере отличается от взгляда ученых. Великий титан Возрождения — Леонардо да Винчи — в себе соединил дар гениального художника и наблюдательного ученого. В манускриптах он оставил свои рассуждения о природе света и тени:

«Тень есть отсутствие света и лишь противодействие плотного тела световым лучам. Тень имеет природу мрака, а освещение — природу света, одна скрывает, другое показывает; и всегда они неразлучны и связаны с телом. Тень имеет большую силу, чем свет, ибо тень препятствует свету и целиком лишает света тело, а свет никогда не может совершенно изгнать тень от тел… Там, где не зарождаются очень темные тени, не могут зародиться и очень светлые света».

Говорят, что в Крыму живопись — одна из самых светоносных в мире. Но если для искусства настали темные времена, тогда пора доставать запасы, собранные на черный день. Значит, пришло время выяснить какова же сила настоящего света.

Тени исчезают не только в полдень, но и в полночь. Во мраке исчезает всё. Затухая в последнем зеленом луче на дне моря, наше Солнце возродится в завтрашнем дне. Проплывая по небосклону, Звезда испаряется светом в новый, творимый ею мир. Силой света из мрака небытия вырисовываются перед нашими глазами потрясающие картины окружающей действительности. Тонко видящий художник посредством виртуозной кисти знакомит и нас с ускользающими образами, кем-то где-то когда-то увиденными. Но даже самый чувствительный глаз не может воспринимать ничто, если отсутствует свет, который и делает вещи видимыми.

Яркими цветами при свете дня вспыхивают на живописных полотнах краски. Но любая картина в темноте ночи, не отражая свет, не проявляя написанное на её поверхности изображение, — это только материал, из которого она изготовлена. По большому счету картина выжидает, спит и может даже вовсе не существует. Краски в темноте можно попробовать отличить лишь только на вкус, пробуя одну за другой: синюю, красную, желтую, зеленую...

Но наше желание узреть все и сразу может исполнить только чистый свет, который содержит в себе сразу все цвета. Свет исполняет желания и манит к себе. Свет, как путеводная звезда, ведет наш взгляд по поверхности картины, подобно тому, как непреодолимо желаемый мотыльком луч света притягивает его к себе. Чем желаннее звезда, тем она притягательнее. И, наверное, самые желанные — притягивают даже свет.

Люди загадывают желание, когда падает звезда. Нет звезд — мы пускаем воздушные фонари и верим, что наше желание исполнится. Но по-настоящему счастлив тот, кто загадывает желание не тогда, когда звезда падает, а когда взлетает, тот, для кого по его желанию взлетают звезды и огненными хвостами чертят письмена мироздания. Каждый способен их увидеть и прочитать, ведь именно их в искусных образах пересказывают нам художники. В картине — строка — порой всего одна строка на холсте бесконечного мира. Но она — та самая летящая звезда.

Со старинных картин, подобно тому, как свет от звезд летит к Земле годами, до нас через многие годы долетают лучи света давно ушедших эпох. Мы видим прошлое далеких миров, и мечтаем о будущем. Хранимый в душе каждого из нас луч преодолевает анфиладу черных дыр и ярких звезд, свет в которых будет гореть всегда. И только на закате 18 мая 2013 года на берегу самого Черного моря, в самом белокаменном городе, в Севастопольском художественном музее — хранителе живописной галактики — мы рискнем соприкоснуться с леденящей тяжестью темноты и согревающей силой света. Мы не побоимся быть ослепленными или освященными в новом свете и решимся взглянуть — под тем ли мы Солнцем стоим!

Павел Хлебовский, искусствовед



Готовится пост-релиз, а пока фоторепортаж с места событий 18 мая 18:00 - 23:00