четверг, 21 февраля 2013 г.

«А.Н.Витмер – военный историк, предприниматель, меценат»

Экспозиция знакомит с одной из интереснейших страниц жизни Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого. Картины, акварели, рисунки Ф.Морозини, А.Кроса, Х.Штумпфа, Ж.Свебаха, И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, И.И.Шишкина, Н.С.Сверчкова, Л.И.Соломаткина, К.Е.Маковского, В.А.Серова, А.Н.Бенуа и др. имеют несомненную эстетическую ценность, ведут «самостоятельный диалог» со зрителем и вместе с тем немало рассказывают об их владельце – его интересах и вкусах.

Выставка «А.Н.Витмер – военный историк, предприниматель, меценат» - живопись, графика из дореволюционной личной коллекции из фондов музея 

Музеи, как люди, имеют свою судьбу, свою историю. Во многом она складывается из судеб художников – авторов картин, их бывших владельцев, а также музейных работников, которые по крупицам восстанавливают сложные, порой запутанные «родословные» полотен. С одной из интереснейших страниц жизни Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого знакомит выставка «Произведения западноевропейского и русского искусства XVII-XIX веков из коллекции А.Н.Витмера». Картины, акварели, рисунки Ф.Морозини, А.Кроса, Х.Штумпфа, Ж.Свебаха, И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, И.И.Шишкина, Н.С.Сверчкова, Л.И.Соломаткина, К.Е.Маковского, В.А.Серова, А.Н.Бенуа и др. имеют несомненную эстетическую ценность, ведут «самостоятельный диалог» со зрителем и вместе с тем немало рассказывают об их владельце – его интересах и вкусах. 

Александр Николаевич Витмер (1839-1916) - генерал, предприниматель и землевладелец, военный историк, известный драматург и журналист - был не просто любителем искусства, а страстным коллекционером, чья собирательская и выставочная деятельность во многом определила общий довольно высокий уровень художественной жизни Крыма начала XX века. До революции картины из его коллекции украшали интерьеры ялтинской фешенебельной гостиницы «Ореанда», завещанной им городу «как фонд для капитала поощрения изобретений и инвалидов труда»; после национализации экспонировались в Ялтинском художественном музее, а осенью 1927 года были переданы в Севастопольскую картинную галерею. 

Выставка помогает воссоздать важнейшие моменты бытования произведений из витмеровской коллекции и в полной мере оценить вклад в создание «музейной летописи» искусствоведа Н.В.Григорьевой – первого исследователя этой темы. 

Л.Смирнова 


А.Н.Витмер (1839-1916)

Александр Николаевич Витмер родился в 1839 году. Сделал блестящую военную карьеру. С 1864 года в должности адьюнкт-профессора преподавал в Николаевской Академии Генерального штаба на кафедрах военной истории и тактики, которую возглавил в 1869. В конце 1860-х написал ряд статей, посвященных состоянию французской и прусской армий, а в 1869 выходит его книга «1812 год в «Войне и мире» Л.Толстого». 

В 1878 году, получив травму, он вышел в отставку в чине генерал-майора и занялся литературной, общественной и предпринимательской деятельностью. В области литературы А.Н.Витмер пишет для сцены, публикует воспоминания; всерьез занимается историей. Часть его произведений были опубликованы под разными псевдонимами (Аэнве, А-энве, А, Ве). Две его пьесы «Акростих» и «По разным дорогам» были поставлены на императорской сцене и одна, «Акростих», - пользовалась большим успехом. Александр Николаевич пробует свои силы в беллетристике; в 1910-1911 годах изданы две книги воспоминаний Витмера о М.Д.Скобелеве и К.В.Левицком («Что видел, слышал, кого знал»). 

Но главной сферой его интересов всегда была военная история. Он написал ряд работ о крепостях и флоте («Военные порты финского побережья и Черного моря») и многочисленные статьи, посвященные историографии 1812 года («Кто победил при Бородино?», «Бородино в очерках наших современников» и др.). 

В качестве предпринимателя, начав практически с нуля, Витмер к концу жизни владел миллионным состоянием. Ему принадлежали значительные земельные владения, дома и гостиницы, крупные виноградники в Ялте, земельные участки в Балаклаве и Царскосельском уезде (под Санкт-Петербургом). В Севастополе в «Новой Голландии» А.Н.Витмер основал первый в России устричный завод. 

В 1916 году Витмер скончался, оставив крупные суммы на развитие экономики России. Александр Николаевич заслуживает благодарной памяти балаклавцев, севастопольцев. Он подарил Балаклаве здание городской управы и библиотеки (сохранившееся старинное здание, в котором ныне располагается районный суд) и построенное им на свои средства помещение начальной школы (сейчас под его крышей разместился Дом детского творчества), имение «Благодать» (лес, сельхозугодия, винподвал, именно из «Благодати» пошло виноделие агрофирмы «Золотая балка»). 

Аутское церковное кладбище на окраине Ялты, на котором он был похоронен в 1916 году, в 1950-е было уничтожено. 



Севастопольская коллекция А.Н.Витмера, необычайная по разнообразию имен и неравнозначная по своему художественно­му уровню, насчитывает свыше 80 экспонатов русской и западноевропейской живописи, графики и скульптуры, часть кото­рых экспонируется в залах музея, другая находится в фондах. Среди произведений есть полотна и признанных мастеров, и ма­лоизвестных, авторство некоторых работ до сих пор не уда­лось установить. 

Севастопольское собрание дает возможность выявить соби­рательские интересы Витмера как коллекционера. Большая его часть – произведения русской живописи и гра­фики. Среди имен – известные русские художники – И.К.Айва­зовский, И.И.Шишкин, В.А.Серов, А.П.Боголюбов, В.Д.Орловский, Л.И.Соломаткин, И.Ф.Хруцкий, К.Е.Маковский и др. Увлечение Витмера охотой и верховой ездой отразилось на характере мно­гих приобретенных им произведений – “Охотник на лошади с двумя борзыми” и “Одиночка” Н.С.Сверчкова, “Охота на волков” Е.Тихменева, “Лошадь с жеребенком” Р.Ф.Френца, скульптурные композиции П.Ж.Мэна “Собака с птицей в зубах” и “Собака со щенками”. 

Несомненно, большой любовью пользовались у Витмера та­кие художники как И.К.Айвазовский и И.И.Шишкин. Свиде­тельство тому – три работы Ивана Константиновича – “Вид Бос­фора”, “Лунная ночь. Разбитый корабль”, “Море, освещенное восходящей луной” (в настоящее время экспонируются на выставке «Мемориал И.К.Айвазовского») – два живописных пейзажа – “Лесное болот­це”, “Лесное озеро” и пять карандашных рисунков Ивана Ивано­вича Шишкина. Особого внимания заслуживает хотя и небольшой, но очень интересный монографический комплекс картин самобытно­го русского художника II пол. XIXв. Л.И.Соломаткина. Одна из работ этого мастера “Обед” является украшением постоянной экспозиции отдела русского искусства. Среди графических произведений выделяется прекрасно вы­полненный гуашью этюд “Мальчик-натурщик” В.А.Серова. 

Немногочисленное собрание западноевропейской живописи наряду с картинами, созданными неизвестными мастерами XIX столетия, включает в себя ряд ценных произведений, выпол­ненных известными художниками разных школ. Среди них – “Парусные лодки” Антони ван Кроса – извес­тного голландского пейзажиста XVII в., последователя Яна ван Гойена, одного из создателей голландского национального ро­мантического пейзажа; “Путники” французского живописца кон­ца XVIII в. Жака Франсуа Свебаха, “Катание на коньках” немец­кого художника XVIII века. Христофа Иозефа Штумпфа(?). Одна из лучших работ западноевропейской коллекции А.Н.Витмера – кар­тина “Натюрморт с фруктами, цветами и утками”, приписывае­мая итальянскому художнику XVII в. Франческо Морозини, проз­ванному Монтепульчано, украшает постоянную экспозицию Севас­топольского художественного музея. А полотно Г.Норда “Собаки”, сыгравшее столь удиви­тельную роль в открытии и возвращении в историю севасто­польского собрания имени Александра Николаевича Витмера, сейчас хранится в фондах музея и ждет дальнейших исследова­ний. 

Н.В.Григорьева, искусствовед, 1997-1998 год