среда, 27 февраля 2013 г.

«Мемориал И.К.Айвазовского»

Море нашло яркое отражение в произведениях отечественных и европейских художников. В экспозиции вновь звучат такие имена как Л.Бакхейсен, А.П.Боголюбов, А.К.Беггров, Л.Ф.Лагорио, Р.Г.Судковский, К.А.Коровин… Среди экспонатов яркой доминантой являются марины кисти выдающегося русского пейзажиста-мариниста И.К.Айвазовского, чьё имя поистине стало бессмертным в летописи мирового искусства.

В 2012 году исполнилось 195 лет со дня рождения одного из крупнейших русских живописцев XIX века, мастера морского пейзажа – Ивана Константиновича Айвазовского. 

В связи с этим знаменательным событием в Севастопольском художественном музее решили возобновить традицию ещё советских времён проведения художественных выставок, именовавшихся «Мемориал И.К.Айвазовского», но несколько в иной, новой форме. В двух залах в экспозиции были представлены 90 фондовых произведений живописи и графики, дающих возможность проследить основные этапы развития жанра марины, начиная с полотен голландских живописцев XVII-XVIII веков, русских мастеров XIX века и заканчивая произведениями современных севастопольских художников. Ввиду того, что выставка прошла с большим успехом, решено было повторить её снова. 

Родоначальниками маринистики по праву считаются голландцы. Интерес к жизни моря, издавна существовавший у нации выдающихся мореплавателей и смелых рыбаков, породил эту новую разновидность пейзажного жанра. Поначалу европейские маринисты XVII века попросту «портретировали» корабли или изображали исторические события на море – знаменитые битвы или визиты в крупные порты высокопоставленных личностей. Но уже к концу столетия на первый план начинало выступать само море, хотя всё ещё в тесной связи с человеческой деятельностью. Ведь «чистая» марина – море без кораблей и без стаффажа – появится лишь в XIX веке. В картине «Бурное море» голландского мастера Лудольфа Бакхейсена, одного из родоначальников маринистики, перед нами предстаёт суровое, бушующее, грозное море. Это его морскими пейзажами в Эрмитаже мог часами напролёт любоваться и старательно их копировать юный Иван Айвазовский, ещё в академический период творчества. Совсем рядом с «угрожающим» морем Л.Бакхейсена мирно существуют прибрежная гавань и башни старинного замка на берегу морского залива, запечатлённые кистью популярного итальянского мастера – Сальватора Розы, чьё имя всегда было окутано легендами, а темпераментная живописная манера обуславливалась бунтарским нравом художника. Чаще всего морские пейзажи выбирают натуры чувственные, умеющие ощущать жизнь глубоко и остро, но при этом обладающие высоко развитой волей, что позволяет им сохранять спокойствие и контролировать себя. Именно такой личностью и являлся русский маринист, чьё имя поистине стало бессмертным, и навсегда сохранилось в летописи мирового искусства – Иван Константинович Айвазовский, картины которого стали яркой доминантой среди экспонатов, представленных на выставке. 

Юноша из далёкой Феодосии, Айвазовский, став одним из самых талантливых учеников профессора пейзажного класса Академии художеств М.Н.Воробьёва (одного из первых русских маринистов), окончивший за особые успехи в учёбе академический курс досрочно и с золотой медалью первой степени, он всего за несколько лет стал известен практически во всех европейских странах. Впоследствии итальянские, французские, голландские пейзажисты писали марины «a la Aïvazovski». По возвращении в Россию 28-летний маэстро, удостоенный почётного звания художника Главного морского штаба и неслыханной по тем временам для гражданского человека чести носить адмиралтейский мундир, Иван Константинович достойно прославляет исторические подвиги и доблесть русского военно-морского флота. В том числе и героизм моряков-черноморцев, севастопольцев, рядовых защитников Севастополя и великих адмиралов, ставших для художника иконой безграничной смелости и самоотверженности в период Крымской кампании. Айвазовский, много и до глубокой старости путешествовавший, в каждом морском плавании обогащал свои наблюдения. В его дорожных папках накапливались сотни рисунков, которые впоследствии, уже в мастерской, ложились в основу эффектных пейзажей, изображающих непривычные русскому глазу, «экзотические» виды Греции, Испании или Турции с её стройными минаретами и круглыми куполами мечетей. В картине «Константинополь при луне» маэстро «погружает» нас в таинственную и загадочную, томную и душную турецкую ночь. Но где бы ни путешествовал Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Чёрного моря. И вот уже знакомые очертания Крымских гор с зелёными свечами-кипарисами у подножий встречают зрителя в небольшом приморском пейзаже «Крымский вид». 

Великий маринист не мог не оказать влияния на творчество своих современников. Например, в произведении А.П.Боголюбова «Корабли на море» явно ощутимы «нотки» марин Ивана Константиновича. И всё же нельзя сказать, что Боголюбов полностью подражал Айвазовскому, ведь его картины отличает чуть более «искренний» романтизм, да и в изображении устройства и оснастки кораблей Алексей Петрович как офицер, воспитанник Морского кадетского корпуса был более точен и педантичен. Ощутимо романтическое влияние маэстро и в морских пейзажах петербургских художников-академиков Л.Ф.Лагорио и А.К.Беггрова. 

В экспозиции представлены и марины живописцев второй половины XIX – начала ХХ веков, которые в чём-то унаследовали традиции, принципы живописи легендарного феодосийца, но в основном уже развивались в абсолютно индивидуальном направлении. Это и М.С.Ткаченко, и И.И.Ендогуров, и Э.Я.Магдесян, и Х.Д.Костанда. Отрадно, что многие из этих имён связаны с нашим родным городом, с Севастополем. Здесь можно вспомнить и М.А.Алисова, Ю.И.Шпажинского, М.Н.Протопопова и, конечно же, И.П.Фёдорова-Керченского, на полотнах которого мы неизменно узнаём знакомые с детства берега Херсонеса и отвесные скалы Фиолента. 

Морской пейзаж – это особая «страна», совмещающая реальность с далёкими фантазиями. Водная гладь или рокочущие волны, перекатывающиеся объёмы пены и мельчайшие брызги – смотреть на воду можно бесконечно. И, наверное, неудивительно, что живущие бок о бок с тем самым морем, которое Иван Константинович Айвазовский считал самым любимым, самым родным на свете, и в том самом городе, который маэстро заслуженно воспевал в своих морских батальных пейзажах как город с героической славой и место базирования великого русского флота, современные художники также создают чудесные образцы маринистического жанра. М.П.Крошицкий, Г.А.Арефьев, Г.Я.Брусенцов, М.Ф.Чухланцев, З.И.Филиппов, Ю.А.Севрюженко, П.П.Мирошниченко… – этот список можно продолжать ещё долго. И пусть эти талантливые люди писали море в разных манерах, с разным темпераментом, кто-то – тихое и ласковое, мирное и безмятежное, а кто-то – грозную, неумолимую силу морской стихии, но все они одинаково искренне, истинно, открыто, сильно выражали чувства уважения, преклонения, любви, привязанности, а кто-то и преданности Морю. И все эти марины живут своей, особой жизнью, потому что художники, пишущие море, видящие его движение, чувствующие дуновение ветра, ощущающие прохладу брызг, невольно передают эту живую энергетику холсту. Не случайно душа часто сравнивается именно с морем. Будь то шторм, или лунная дорожка на гладкой поверхности воды, или солнечные зайчики, играющие на каменистом морском дне у самого берега, - это те пейзажи, которые могут помочь каждому из нас найти в себе нечто новое, разобраться с привычными чувствами, что-то вспомнить или, наоборот, о чём-то забыть… 

Особую благодарность коллектив СХМ выражает Первому Украинскому морскому институту за помощь в рекламе проекта. 

Анастасия Гончарова, искусствовед