среда, 20 июня 2012 г.

«Жизнь вот такая»

Александр Воцмуш — автор виртуозных акварелей, способных разогнать уныние и тоску. Он растворил в чистейшей воде цвета, которые наполнены звуками, переходящими от шепота к пению, смеху или крику, а из нее построил на бумаге свою Землю, с жизнью воображаемого приморского города.

Среда. Вечер. 
В вагоне из тесаной дубовой доски ехали трое.

Один из них был искателем кладов, и все найденное тратил на двух тайно нанятых им сыщиков, следящих друг за другом. А второй – собирателем самых, казалось бы, простых вещей. Они сошлись, чтобы сразиться в «крестики-нолики». Но бумаги не оказалось, и третий протянул им добротно переплетенный пергаменный кодекс. По его словам — «из кожи убитого им дракона». На страницах был дневник путешествий с описанием впечатлений: 

«Импрессионизм» возник при слиянии в сознании европейских художников японской графики с системой приемов масляной картины 17 века, которая была призвана законсервировать обстановку времени. Технический импрессионизм, «победивший Солнце», лишился реальной жизни в сюжете. На впечатление от средневековой выразительности была брошена тень, но она же частично оттенила постимпрессионистическую живопись. Однако опыт Сезанна «с восприятием глаза и длиной человеческой жизни» толкает нас либо к эксплуатации цитат индивидуальных впечатлений зрителя для исполнения образа, либо к цеховой работе, как это, например, реализовано в кино. На противоположной стороне листа этой истории — изображение монументальной башни из слоновой кости, сильно окислившегося цвета…» 

Это цвет, которым кисть дуэлянта прочертила наступательный «крест». Послышался вой волков, вскрик ребенка. 
За окном покоилось море, небо уже свернулось. 

В оправдание своего хода игрок объясняет, что «каждый удар кистью должен быть нанесен точно в цель». Хотя удар может быть кием в шар или ножом в темной подворотне. Второй согласился, что в наши времена совсем не осталось духа самурайского боевого правосудия, очертив себя кругом. 

Я вышел на станции, указанной в билете, а на странице моего блокнота оставался рисунок, документирующий состязание тех двоих «хитрецов». Один из них был, кстати, китайским шпионом, снимавшим планы местности. 

Вот такая жизнь.



В попытке определения творческого метода Александра Воцмуша моментально всплывает образ крымского поэта и художника, создателя виртуозных акварельных пейзажей — Максимилиана Волошина (1877 – 1932). В 1930 году Севастопольский художественный музей (тогда «Севастопольская картинная галерея») приобрел у Максимилиана Александровича за 150 рублей шесть его крупноформатных акварелей. В «Скелете живописи» и других искусствоведческих статьях художник повествует о пройденном им творческом пути и дает определения основных задач, механизмов и возможностей интерпретации художественного образа, наблюдаемого им мира, воссозданного в технике акварельного письма. В сочетании с самой живописью эти тексты обрисовывают «лик» мастера. Он, определивший в гимназическом дневнике соотношения трех искусств (поэзии, живописи и музыки), предпочтение отдает поэзии, способной, по мнению автора, сочетать в себе сумму двух остальных. Коктебельский дом, ставший творческой мастерской-дачей для «художников» Серебряного века, был, чуть ли не «единственным литературным центром России» по словам поэта Брюсова.

Свои, почти японские, акварели Волошин с 1917 года дополнял стихотворными строчками, написанными прямо на изображении. Эти подписи не были названиями или объяснениями, скорее — равноправными голосами в аккорде, иногда способными совершенно изменить состояние произведения. Однако порою эти простые истины ввязывают нас в совсем непростые истории.


«Большинство картин, висящих в наших музеях, представляют великолепные примеры очень простых замыслов, отягощенных совершенно излишним техническим балластом»
— эту брешь, отмеченную Волошиным более ста лет назад, сегодня заполняют произведения Александра Воцмуша.


Очень много параллелей можно провести между этими двумя художниками, чтобы этого не заметить. Их произведения — живописные листы, порезанные «бритвой Оккама». Но акварели Воцмуша более «сочные» за счет уплотненности «замысла». 


Этот севастополец совершил собственное «странствие», обняв краски архаической планеты. Он растворил их в чистейшей воде, а из нее построил свою Землю, с жизнью приморского города, заселенного бродячими собаками, рыбаками и музыкантами. И в каждой картине Воцмуш под новым ракурсом раскрывает «величественную бутафорию миров».

Павел Хлебовский, искусствовед


Александр Сергеевич Шумцов

1967 родился в Омске 
1987 окончил Крымское художественное училище им. Н.С.Самокиша 
1989 – 1991 учёба во ВГИКе на художественном факультете 
С 1991 участник выставок 
С 1994 работает в технике акварели 
1998 участие в аукционе “Sothbey`s” 

Работы находятся в частных собраниях по всему миру Живет и работает в Москве и Севастополе.

Правила Воцмуша

Бумага — живое тело. Кисть — развернутое крыло, кнут, кошачье ухо, клюв. Цвета — звуки, которые с шепота переходят в пение, смех или крик. Вода — время, которое, высыхая — останавливается. История листа — то забытое, которое вновь хочется пережить. Воображение — ветер, способный разогнать уныние и тоску. Процесс написания акварельных листов напоминает поединок на бамбуковых мечах. В конце обязательно тонкие касания и поцелуй.