среда, 18 января 2012 г.

Офорты И.И.Шишкина

Выдающийся русский пейзажист И.И.Шишкин наиболее известен монументальными живописными полотнами. Экспозиция дает редкую возможность познакомиться с наименее известной гранью творчества – с его произведениями в сложной и трудоемкой технике офорта. Высокопрофессиональные графические работы мастера дополняют созданный им цельный образ величественной русской природы.

Знаменитый русский пейзажист Иван Иванович Шишкин прославился своими монументальными живописными полотнами, в которых отразил величие и мощь русской природы. В творчестве мастера ярко воплощены наиболее характерные, близкие народному сознанию представления о русской природе. Его произведения стали подлинным откровением для своего времени. Впервые простой пейзаж воплотил в себе глубокое содержание, приобрёл эпическую монументальную форму. Выдающийся художник создал обобщённый, но убедительный в своей достоверности художественный образ, полностью основанный на натурном видении, на пристальном внимании к реальности, к каждому на первый взгляд неприметному её проявлению. Картины Шишкина – «Рожь», «На севере диком…», «Среди долины ровныя…», «Корабельная роща», «В лесу уграфини Мордвиновой», «Утро в сосновом лесу» и многие другие широко известны и любимы зрителями. 

Но наряду с живописным наследием, ярким, значимым вкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являются также его многочисленные рисунки и офорты, поражающие виртуозностью исполнения. И.И.Шишкин был прекрасным рисовальшиком и гравёром. Литографией и офортом он начал заниматься еще в Училище живописи и ваяния. В ранних рисунках Шишкин ограничивался правдивой передачей конкретного уголка природы (чаще всего они являлись источником изучения натуры). В зрелый период он в гравюрах раскрыл более сложный, многогранный образ русской природы. 

В XIX веке офорту в России не уделяли значительного внимания, хотя в этой области работали известные мастера: А.Орловский, Ф.Бруни, поэт В.Жуковский, Т.Шевченко, ... и даже император Николай I напечатал несколько офортов под руководством О.Кипренского. В конце 1860-х годов по инициативе знатока искусства хранителя Эрмитажа А.Сомова был создан небольшой кружок «аквафортистов». К этому кружку примкнул И.И.Шишкин, ранее занимавшийся офортом в мастерской художника Р.Коллера в Цюрихе. Иван Иванович принимал самое деятельное участие в издававшихся кружком альбомах. Не вошедшие в них шишкинские листы были изданы Обществом поощрения художников отдельным (его называют первым) альбомом мастера - «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина» (СПБ, 1873), который вручали как премию членам Общества за 1873 год. В 1878 году при помощи художника И.В.Волковского Шишкин издал новый (2-й) альбом «25 гравюр на меди И.И.Шишкина» (СПб, 1878). 

Свои занятия офортом Иван Иванович возобновил только в 1885 году. К зиме 1886 года он создал 3-й альбом «Офорты И. И. Шишкина 1885-1886» (СПб, издание А.Е. Пальчикова, 1886), которые художник рассматривал, «как прекрасное средство пропаганды русского реалистического искусства в самых отдаленных местах России и формирования эстетического вкуса у заинтересованных искусством людей». Этот альбом печатал в мастерской Академии художеств единственный в Петербурге печатник Келленбенц, после смерти которого последние листы печатал и многократно варьировал сам Шишкин. Для каждого сюжета художник искал особую технику офорта, иногда сочетал различные технические приемы, умело употреблял различные подкладки (кроме бумаги – батист, бархат, шелк), достигая тем самым большого разнообразия и глубины тонов. Поэтому издание было дорогим и стоило 100 рублей (наиболее дешёвое издание альбома стоило 25 руб.). Все они быстро разошлись и стали раритетами. 

Известный издатель А.Ф.Маркс признавал художественное значение этих работ и, желая дать им наибольшее распространение и известность, приобрёл офортные доски у Шишкина в полную собственность. В 1894 году Товарищество А.Ф.Маркс выпустило ретроспективный альбом «60 офортов И.И.Шишкина 1870-1892», который стал своего рода итогом творческого пути выдающегося гравера. В него вошли лучшие офорты, напечатанные с авторских досок по указаниям и под наблюдением самого художника, созданные им за двадцать лет. 

Именно эти гравюры представлены в музее на юбилейной выставке, приуроченной к 180-летию со дня рождения великого мастера. В Севастопольский художественный музей альбом офортов И.И.Шишкина поступил в 1989 году из собрания известного ленинградского коллекционера, выдающегося ученого ботаника-географа, академика Е.М.Лавренко. Следует подчеркнуть, что в настоящее время сохранилось очень небольшое количество полных альбомов. В коллекциях большинства музеев, частных собраниях или собраниях аукционных домов, чаще всего встречаются лишь отдельные листы этого издания. Всё это позволяет считать альбом из собрания Севастопольского художественного музея уникальным и чрезвычайно интересным.
Л.Смирнова, искусствовед




Иван Иванович Шишкин
1832 - Родился 13(25) января в Елабуге Вятской губернии в семье торговца хлебом
1844 -1848 - учился в 1-й мужской гимназии в Казани
1852 -1856 - учился в Московском училище живописи, ваяния у А.Н.Мокрицкого
1856 -1860 - учился в Академии художеств в Петербурге у С.М.Воробьева
1857 - награжден малой серебряной медалью в Академии художеств, впервые участвовал на академической выставке
1858 - работал на острове Валаам; награжден большой серебряной медалью за графические и живописные виды Валаама
1859 - награжден малой золотой медалью за картину "Вид на острове Валааме"
1860 - награжден большой золотой медалью Академии художеств за две картины под одним названием "Вид на острове Валааме. Местность Кукко", получил звание классного художника 1-ой степени и право пенсионерской поездки за границу на 3 года
1862 - жил и работал в Германии, посетил Берлин, Дрезден, Саксонскую Швейцарию, Богемию, Прагу, поселился в Мюнхене; увлекся литографированием
1863 - 1864 - в Цюрихе занимался в мастерской швейцарского художника Р.Коллера
1864 - посетил Женеву, Париж, Брюссель, Антверпен обосновался в Дюссельдорфе
1865 - экспонировал рисунки на выставке в Дюссельдорфе; удостоен звания академика; возвратился в Россию; сблизился с членами петербургской Артели художников
1866 - участвовал на Всемирной выставке в Париже, на выставке Московского общества любителей художеств; удостоен первой премии на конкурсе Общества поощрения художников; познакомился с Ф.А.Васильевым
1867 - вместе с Ф.А.Васильевым работал на Валааме
1870 - член-учредитель ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок); увлекся офортом, изобрел технику выпуклого офорта
1871 - член Общества русских аквафортистов
1873 - удостоен звания профессора за картину "Лесная глушь"; участвовал на Всемирной выставке в Вене
1878 - участвовал на Всемирной выставке в Париже
1879 - поездка на этюды в Крым
1889 - поездка на этюды в Петрозаводск, на Финский залив
1891 - персональная выставка этюдов, рисунков, гравюр в Академии художеств
1894 -1897 - профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств
1898 - 8(20) марта скончался в Петербурге