среда, 21 декабря 2011 г.

Новогодний маскарад

Традиционная новогодняя выставка елочных украшений конца 19-начала 20 века в этом году органично слилась с конкурсом новогодней маски. На полотнах и в объеме, от именитых авторов и от юных художников, от взрослых и детей – яркий карнавал образов как поздравление с любимыми праздниками.

Не многие, может быть, помнят, как это обидно, когда сделанный однажды костюм Снежинки приходится надевать каждый год. Нехитрая корона с белым дождиком, белая юбочка, белая майка, белые чешки. Становится легче, когда костюмы других детей оказываются не намного интереснее: все те же Снежинки да Зайчики. В конце концов, утренник – это не настоящий Новый год, это так, репетиция… но как же все меняется, когда взрослые, наконец, выдумывают тебе костюм Бабочки, Звездочета, Феи-волшебницы, Трубадура… Целую неделю по вечерам ты наблюдаешь за сложными приготовлениями, пытаешься в них поучаствовать по мере своих возможностей. И вот, заветное утро: стих выучен, костюм наглажен и надет, а мама ругается, что ты его заминаешь. Ты же напряженно ждешь урочного часа и гадаешь, будет ли кто-то одет оригинальнее, ярче, интереснее? 

Теперь, когда практически любую маску вместе с костюмом можно купить или даже взять напрокат, стало еще интереснее сделать самому авторскую маску и вдохновить других на то же. Поэтому к юбилею новогодне-рождественского проекта Севастопольским художественным музеем был объявлен конкурс новогодней маски. К участию были приглашены как профессиональные художники, дизайнеры, так и любители, как взрослые, так и малыши, индивидуально, или целыми семьями. В результате настоящий маскарад дополнил ставший уже традиционным комплекс елочных украшений конца ХIХ – ХХ веков. 

Традиции Рождественских колядок (картина Э.А.Арефьева «Ряженные» из фондов музея) тесно переплелись с новогодними маскарадами. Обычай надевать маски известен с древнейших времен. Наши предки считали, что надевая маску животного, они приобретали и его повадки, или же стремились таким образом приобрести качества и навыки, им не свойственные. Силу медведя, неистовство волка, хитрость лисицы - эти племенные ритуалы постепенно переросли в целые действа, сложные по символике, трудоемкие по подготовке. Но простой люд всегда любил переодевания, маскарады, карнавалы, потому как помимо буйного веселья, здесь все были равны: даже в Древнем Риме во время чествования бога Сатурна слуги в масках могли сесть за один стол с хозяевами. Нарядившись и спрятавшись за масками, можно было попробовать что-то, на что раньше не решался… Дух свободы, который нес с собой карнавал, как нигде в другом месте, пришелся по вкусу в независимом городе-республике Венеции. Говоря о маскараде, карнавале, этот город по-прежнему всплывает в нашей памяти одним из первых. Не зря же вплоть до XVII века он длился там более полугода. Но в 1608 году носить маски в повседневной жизни венецианцам запретил Совет дожей: на ночных улицах города маски стали использовать грабители. Любимая маска венецианцев – буата, но кроме нее популярностью пользовались «Венецианская дама», «Горожанин», «Кот», «Доктор Чума» и «Вольто». Именно этими типами масок вдохновлялись участники конкурса, создавая собственные работы. 

Сегодня венецианский карнавал стал ярким событием для туристов; он будоражит нашу фантазию, но это уже не живая стихия, а, скорее, дань традиции. Но в залах Художественного музея можно полюбоваться пересечением традиций советского прошлого и европейской экзотики, никуда не выезжая. 

*** 

Неотъемлемой частью новогодней традиции является елка, украшенная цветными шарами, сияющими гирляндами, блестящей мишурой, конечно же, подарками. А самые заветные подарки спрятаны до поры под пушистой хвойной красавицей. Каждой елочной игрушке присуща уникальность, которая не была потеряна и в советское время, когда было налажено их серийное производство. Подобно тому, как яркие блестящие шары отражают все, что рядом с ними, елочные игрушки стали зеркалом, в котором отразились разные эпохи; даже не смотря на отмену Рождества и Нового года в 1929-м году и возобновление «елочной традиции» новой властью в 1935-ом. Театральные герои начала 20 века, стеклянные бусы купчих; революционные красноармейцы и шары с красной звездой; космонавты времен освоения космоса и герои сказок А.с. Пушкина к 150-летию со дня рождения великого поэта - история страны, хранящаяся большую часть года на антресолях. Блеск елочных игрушек - блеск в глазах детей - блеск Вифлеемской звезды и всех звезд на небе в новогоднюю ночь. Целый сонм древнейших традиций слился в один хоровод: вечнозеленое дерево - это и символ древа жизни, вместе с тем символ культа предков (Дед Мороз предположительно был частью этой традиции). С приходом христианства, ель стала символом вечной жизни и украшалась на Рождество. Сначала в качестве украшений выступали только красные яблоки (в память о прародителях - Адаме и Еве). Затем елки стали украшать свечами (прототип нынешних гирлянд), марципановыми съедобными фигурками, орехами, завернутыми в фольгу, и конфетами в ярких обертках. Потом все это стали заменять стеклянным «муляжом» - яркими шарами самых разных форм работы немецких мастеров. В России елка считалась заморской барской забавой и традицией стала только к концу 19 века. Тогда же начали делать и свои украшения - целые семьи крестьян Круговской волости занимались этим промыслом: отцы выдували форму из стекла, матери раскрашивали, дети собирали игрушки из нескольких частей (например, бусы). После возобновления празднования Нового года на месте кустарных мастерских возникло целое училище в с. Воздвиженское, но во время войны оно было разрушено. Возобновлено в прежнем объеме производство игрушек было лишь в 1950-е годы. Какое-то время елочные украшения делали даже женщины-заключенные лагерей. Но с 1960-x - 1970-х годов началось промышленное производство новогодних игрушек. В наше время они становятся все более безликими, так как отражают в большей степени чужие традиции. В них все больше прослеживается тенденция к упрощению, а новогодняя елка становится элементом дизайна. Одной из задач нашего проекта было напомнить об истории праздника, о необходимости хранить родные традиции как незыблемую часть культуры целой страны, отдельной семьи, каждого человека. 

Большую часть елочных украшений и открыток, экспонирующуюся на выставке, предоставили семьи Антоновых, Атроховых, Володиных, Данилевских, Державиных, Коппов, Локтионовых, Садовниковых, Юрковских, Понамаревых, Руденко, Рыжовых, Титовых, Хмызов. Севастопольский художественный музей выражает им благодарность и надеется на то, что с помощью все большего числа севастопольцев выставка, ставшая традицией в музее, поможет совершить зрителям большое и увлекательное путешествие из настоящего в прошлое. 

Особую благодарность мы выражаем Николаю Николаевичу Руденко и его семье за помощь в организации и подготовке конкурса новогодних масок и выставки. 

В.С. Данилюк, куратор проекта