среда, 21 декабря 2011 г.

Рождественская сказка: белое о белом

К пятилетию проекта севастопольские и украинские художники в самых разных техниках создали образ заснеженного Рождественского утра. Зимние пейзажи и парящие над ними ангелы, мерцание свежего наста в абстрактных композициях… «Искусственный снег» теплой крымской зимой.

Когда падает снег, больше всего поражает тишина, и, кажется, будто снег поглощает не только всю серость зимы, укрывая город узорчатыми белыми полотнищами, еще и звуки приглушает. Все предметы становятся мягче, уютнее, и словно бы светятся изнутри. И кому, как ни севастопольцам ценить красоту снегопада, ведь случается он здесь не намного чаще, чем сами праздники Новый год и Рождество. А совпадают эти два явления и того реже, поэтому Севастопольский художественный музей решил воплотить мечту о снежном празднике, организовав к пятилетию проекта выставку «Рождественская сказка: белое о белом». Зимние пейзажи, написанные с натуры и снежные фантазии, хрупкие мимолетные впечатления и сны о морозном узорочье воссоздавали в своих произведениях профессиональные художники из Севастополя, Симферополя, Ялты, Харькова и Киева. Над этими ландшафтами, выполненными в самых разных техниках, от станковых живописи и графики до мозаики, витража, батика, парят ангелы, творя «Рождественскую сказку».

Белый цвет, хотя по сути, это и не цвет, а смешение всех цветов в понимании оптическом, - это еще и отсутствие цвета в общепринятом значении, то есть чистота. Нетронутость холста, невинность новорожденного – каждый из художников находил свой источник для вдохновения. Кто-то отталкивался от библейских сюжетов: вертепная сцена Н. Еременко и Н. Зозиной, «Шествие волхвов» М. Старосельской, «Бегство в Египет» В. Либы и «Беглецы» Т. Мажаровой. Другие же, наоборот, от сюжетов уходили: в абстракциях В. Бойченко кому-то видятся заснеженные замки, но их очертаний не прочесть, сквозь его широкий мазок и мелкие лессировки можно разглядеть лишь буйство стихии. Стихии искусства, которая сродни стихии природной. 

Белый цвет написать сложно, подчеркнуть белизну можно или за счет оттенков, или же поэкспериментировав с разнообразными фактурами. Оба подхода художниками на этой выставке использованы максимально, раскрывая возможности материала (мерцание и игра света в мозаике Л. Дамиани, лучезарность и многоцветность двойного батика А. Сухих) или наслаивая материалы, вплетая их друг в друга (перетекание фактур в работах И. Домбровской, прихотливость текстильных панно И. Киршиной и Н. Еременко). Зимняя сказка вплетается в нашу повседневную реальность и преображает ее: Щелкунчик со своей деревянной свитой, над ними - милые крылатые человечки, а напротив них всех - черноморская чайка Е. Вильчуковой, шутливая «Карта Севастополя» Е. Луганской. Работы современных авторов органично сочетаются с жемчужинами коллекции музея: произведением Ф.С. Штумпфа (немецкий художник 2-ой половины 18 века), и классика русского пейзажа В.Н. Бакшеева.

В.С. Данилюк, куратор