среда, 23 марта 2011 г.

"Севастопольский вальс"


Выдающиеся мастера - Александр Дейнека, Федор Богородский, Георгий Нисский принадлежали к первому поколению советских художников, пришедших в искусство после Октябрьской революции. Они, переполненные современными идеями, стремились выработать новые, соответствующие эпохе, пластические формы. В поисках ярких образов, в становлении творческого метода каждого из них огромную роль сыграл Севастополь.

Выставка «Севастопольский вальс» из фондов Севастопольского художественного музея и Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, несмотря на камерность, позволяет «окунуться» в довоенную эпоху, насладиться простором, красотой моря и бегущих к нему с городских холмов зеленых улочек, уютными бухтами, причудливой береговой линией – тактично сохраненным ландшафтом приморского города, не изуродованным еще «современной архитектурой». Любовь к Севастополю, восхищение его славной историей объединило художников с разными судьбами, разным художественным темпераментом. Они сумели не только собрать богатый материал для своих картин к выставке «XX-летие РККА», но и, избежав нарочитой видовой красивости, «услышать» новые мелодии в жизни города.

Ф.С.Богородский – моряк, циркач, литератор, художник - человек со сложной, насыщенной порой авантюристическими событиями биографией, автор известных тематических, патриотических картин с суровыми, мужественными героями. С одной стороны он как бы «приезжал к себе» и к «своим героям», а с другой – именно здесь в севастопольских пейзажах ему удалось «открыть» тонкую, душевную лирическую интонацию. Акварели Богородского 1930-х годов были не столь внешними, «зазывными», как раньше, в них значительно смягчилась острохарактерность, хотя сохранился живой темперамент автора. Художник спокойно, обстоятельно, «влюбленно» описывал раскрывшийся перед его глазами вид севастопольской природы и черноморских просторов. Каждая его работа, созданная в то время, дополняет образ довоенного Севастополя. Изменилась и живописная манера уже сложившегося мастера: все большую роль в ней стали играть тональные соотношения, светоносность, солнечность красок, тонкость в сочетании валеров; интерес к передаче пространства.

Севастопольский период был чрезвычайно полезен и дал новый запас наблюдений известному советскому живописцу, «завзятому яхтсмену», Г.Г.Нисскому, которого считают предтечей «сурового стиля». Весной 1936 года вместе Ф.С.Богородским и Г.Г.Ряжским Нисский отправился писать Черное море в свой любимый «белоснежный» Севастополь. Флот встретил художников радушно. Им были предоставлены все возможности, чтобы ближе и глубже узнать сложную, но четко выверенную матросскую жизнь на боевых кораблях. Месяц прошел в походах, «когда руки подрагивают на поручнях мостика, словно принимая напряжение рвущегося вперед корабля, земля поворачивалась под крылом самолета, и знакомая балаклавская бухта с чешуей красных крыш опрокидывалась в невозможном ракурсе, а море понималось в рубке подводной лодки не только в суетливом шуме прибоя, не только в блеске и трепете синего полотнища волн, но и в бесконечной тишине глубин, в их тяжести, подвижности и огромности».

Поездка в Севастополь помогла понять Г.Г.Нисскому, что «в малом, но верно написанном этюде, часто по-новому раскрывается перед тобой и большая не на натуре задуманная картина». Никогда раньше в этюдах у него не было такого насыщенного цвета, таких ярких сочетаний. Изменилась сама кладка краски, мазок стал широким и свободным, а фактура живописи – плотной. Вернувшись в Москву, он сумел блистательно закончить, немного «забуксовавшую» ранее, «очень севастопольскую», звонкую, жизнерадостную картину «Встреча», удостоенную в 1937 году бронзовой медали на международной выставке в Париже, а ныне хранящуюся в Нижегородском художественном музее.

Один из крупнейших художников XX века - Александр Дейнека бесконечно любил Севастополь, бывал здесь в 30-е годы не один раз, наслаждался морем, дружил с моряками и летчиками, катался на катерах, летал на гидропланах... казалось, получал заряд творческой энергии на всю зиму..., до следующего лета. Увидев землю сверху, Дейнека был потрясен: в полете смещались привычные представления о горизонте – суша, вода и небо будто менялись местами, образуя удивительные пространственные комбинации и цветовые массы. В бесконечной стихии неба живописец чувствовал отрыв от всего обычного, замкнутого, испытывал восторг от необъятности мира и льющегося ото всюду всепроникающего света. О своих впечатлениях художник писал: «Сердце в такт повышению скорости усиливает темп ударов, какой-то комок жути и восторга подкатывает к горлу. Солнце над вами, и под вами в расплавленном бесконечном пространстве блеск моря. Воздух прозрачен и плотен, как стекло. Вы живете». Тут же, в кабине летчика, он делал быстрые карандашные наброски, помечая словами свое ощущение цвета. В серии севастопольских акварелей, чтобы раскрыть красоту новых композиционных ситуаций автор использовал смешанную технику, в каждой работе находил новые приемы передачи световоздушной среды и неожиданные точки зрения.

В альбомах художника с крымскими зарисовками, исполненными пером, а чаще карандашом, практически не замечается их рабочий, «набросочный» характер, так как в них очень много живой художественной правды и искреннего неподдельного чувства. Дейнека очень точно запечатлел сценки городского быта, узнаваемый облик севастопольских улиц, набережных и бульваров, бесстрашных, чуть бравирующих мальчишек, загорающую публику, катера, лодки, гидросамолеты... Уже в 1935 году Дейнека на первой персональной выставке в Москве показал большую серию превосходных акварелей (эскизами многих послужили зарисовки из путевого альбома). Они почти полностью вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. В 1938 году на основе этих же зарисовок А.А.Дейнека напишет замечательную картину о мечтах и устремлениях юного поколения советской страны «Будущие летчики». Она сразу же станет любимой у многих зрителей Третьяковской галереи.

Во многом благодаря произведениям этих художников, написанных в 1930-е годы, удается воссоздать и «погрузиться» в светлую, по-своему уникальную атмосферу предвоенной, мирной жизни Севастополя. Вероятно, именно поэтому столь мощно и пронзительно прозвучала в их творчестве тема героической защиты Севастополя в годы Великой Отечественной войны.

Л.Смирнова, искусствовед