среда, 5 мая 2021 г.

Севастопольские художники-ветераны – выпускники изостудий

 

Мы продолжаем публикации о творчестве художников – ветеранов Великой Отечественной войны, работы которых хранятся в собрании нашего музея. По-разному участвовали они в войне, но в нашей победе и обустройстве мирной жизни есть и их доля.

Война не всем своим участникам дала возможность получить художественное образование. И то, что в советское время можно было азы изобразительного искусства почерпнуть в студиях при Домах офицеров флота, очень помогло многим творческим людям.  Некоторые  из них так  выбрали себе послевоенную профессию.

О двух художниках – выпускниках изостудий мы расскажем сегодня.

Сергея Федоровича Гладкова (1906-1997), наверно, помнят многие севастопольцы. Художник, спортсмен, активный, неравнодушный человек, он и в своих акварелях показал нам город очень разный –

С. Ф. Гладков. Южная бухта. 1964.  Бумага, акварель.  25,5х36

тихий

С. Ф. Гладков. Причал. 1964. Бумага, акварель. 19,3х28,5

 

и ветреный,


С. Ф. Гладков. Карантинная бухта. 1964. Бумага, акварель.  21,8х30

работающий

С. Ф. Гладков. Севастополь. 1964 Бумага, акварель. 26х38,4

и отдыхающий,

С. Ф. Гладков. Аллея Исторического бульвара. Бумага, акварель. 26х37,5

поэтичный 

С. Ф. Гладков. Аллейка. 1964.  Бумага, акварель. 21,4х29,5

и музыкальный.

С. Ф. Гладков. Набережная Приморского бульвара. 1964. Бумага, акварель. 22,5х30,4

Акварели 1964-го года из собрания нашего музея имеют не только художественное, но и историческое значение – как память о городе, каким он был через двадцать лет после освобождения.

С. Ф. Гладков. Мыс Хрустальный. 1964. Бумага, акварель. 25,7х37

   Сергей Федорович Гладков родился в Рязани. В годы войны был инструктором по физподготовке Забайкальского военного округа и обучал рукопашному бою. С 1964 года жил  в Севастополе. Офицер Советской армии, в 1950-е он занимался в изостудиях при Домах офицеров флота в Чите и Хабаровске. Уже там участвовал в выставках. С 1964 года работал художником в Музее героической обороны и освобождения Севастополя, в художественно-промышленных мастерских. Уже выйдя на пенсию, продолжал трудиться в Центральной городской библиотеке им. Л. Н. Толстого, тренируя всех желающих в игре в теннис. Не все молодые поспевали за этим стройным, подтянутым, юным душой человеком.

Другой герой нашего рассказа, Михаил Андреевич Афанасьев (1927-1983) прожил всего пятьдесят пять  лет. Он родился в с. Дмитриевка Бердянского района. В 1944-м был призван на флот, где  прослужил тринадцать лет. Самыми трудными были первые восемь месяцев – на тральщике, который очищал от мин черноморские бухты.

Изостудия при Севастопольском доме офицеров флота, которую он начал посещать, как только закончилась война, дала ему первые важные навыки в рисунке и живописи. Он хотел учиться – и судьба шла ему навстречу. Повезло в том, что рисовать пришлось много, в том числе по приказу начальства, что дало возможность попробовать себя в разных жанрах. Повезло и с приездом художников военной студии им. М. Б. Грекова для воссоздания полотна панорамы Ф. Рубо, прилежным учеником которых стал Афанасьев. Но самой большой удачей стало знакомство с М. П. Крошицким, ставшим настоящим учителем для Михаила Андреевича.

В 1958 году, закончив службу на флоте, вместе с Л. К. Мельниковым, З. И. Филипповым и А. И. Сухоруких создавал мастерские (СХПМ) при Художественном фонде. Работал много. «Писал везде, всегда и чем угодно».

Сотрудник Художественного музея Т. И. Уманская писала по воспоминаниям друзей, что для художника камни и коряги были живыми существами, что к нему тянулись дети и собаки и «даже дикие птицы и белки спокойно усаживались на протянутую руку этого доброго великана».

М. А. Афанасьев. Севастополь. Южная бухта. 1963.  Картон, масло.  54х41,5

Тему моря и флота Михаил Андреевич называл основной в своем творчестве.

М. А. Афанасьев. Сентябрь. Яхты. Фанера, масло. 80х100

Но марины и пейзажи с переходным состоянием, где сложнее цвет и свет, были любимы и удавались ему лучше.

М. А. Афанасьев. На реке Снов. 1970. Холст, масло. 93х103

Только человек, наизусть читающий Фета, Тютчева, Гоголя, тонко чувствующий слово, мог так почувствовать и передать самые первые проявления весны или осени, показать приближение рассвета или тихое наступление вечера.

М. А. Афанасьев. Вечер. 1972. Холст, масло. 75х80

Не имея музыкального образования, Михаил Афанасьевич играл на многих струнных инструментах. Музыкальность зримо присутствует и в его пейзажах.

М. А. Афанасьев. Севастополь. Вечер. 1974. Холст, масло. 94х94

После смерти художника его дочь передала народному оркестру девять инструментов, в том числе старинную балалайку.

Молчаливый по характеру человек, он мог быть прекрасным рассказчиком. Но главным средством общения для него была  живопись.

М. А. Афанасьев. Миндаль в цвету. 1975. Холст, масло. 90х98

Афанасьев много дарил, потому и разошлись работы по всему миру. «Два метра мужской сдержанности» - называли его друзья.

Завершая разговор о творчестве замечательного севастопольского художника в преддверии Дня Победы, мы хотим представить портрет его работы - М. В. Грешилова. Долгие годы он считался изображением П. Ф. Горпищенко (1893-1943), но сотрудник музея Е. П. Титова убедительно доказала, что на полотне – Герой Советского Союза подводник Михаил Васильевич Грешилов (1912-2004).

М. А. Афанасьев. Портрет М. В. Грешилова. Холст, масло. 91х66,5

С июня 1941 года он участвовал в боевых действиях. Под его командованием подводная лодка «М-35» потопила транспортный паром противника (1-й случай потопления вражеского судна палубной артиллерией подводных лодок на Черноморском флоте) и танкер «Le Progress», а  подводная лодка «Щ-215» потопила два транспорта и две быстроходные десантные баржи.

Поздравляем всех жителей города и его гостей с наступающим праздником Великой Победы и приглашаем на лекцию, посвященную творчеству севастопольских художников – ветеранов Великой Отечественной войны, которая состоится 9 мая в 14 часов.

Т.П. Сайгушкина, искусствовед