Военная дорога Петра Кузьмича Столяренко из окружения привела его в партизанский отряд. Он видел не только фронтовое мужество, но и страдания тех, кто остался в тылу.
П.К. Столяренко (1925-2018), народный художник Украины
Ника. 1983. Холст, масло
Потому античная Ника для него – не только мраморная богиня победы, но и санинструктор или телефонистка, разведчица или пехотинец - хрупкая, но мужественная, воевавшая наравне с мужчинами.
Для фронтовых подруг собирались первые весенние цветы.
П.М. Коломойцев (1924-2013), заслуженный художник АР Крым
Фронтовые подснежники. 1971. Холст, масло
В землянке они напоминали о другой, мирной жизни, о доме - матери, жене, любимой, дочери или сестре.
Вглядитесь в простое, но выразительное женское лицо в графическом исполнении А.И.Сухоруких.
А.И. Сухоруких (1935-2015), народный художник Украины
Мать. 1966. Бумага на картоне, соус
Позже он напишет одну из лучших своих картин «Матери Севастополя». А родилась она, может быть, из такого наброска рано постаревшей женщины, которая, как героиня фильма «Баллада о солдате», каждый день выходила на дорогу и пристально вглядывалась вдаль, не в силах поверить, что сын никогда не вернется.
Когда выдавалась минута затишья между атаками, можно было помечтать о мирной жизни, о том, что будет после войны.
С.А Чиж (1935-2008), народный художник Украины
Затишье. 1991. Бронза, литье
Эту трепетность и тишину удивительно нежно и бережно передал в бронзе С.А. Чиж.
На местах этих встреч, где пройдут кровопролитные бои, вырастут маки. В Севастополе они всегда появляются к 9 мая.
Л.А. Сепханова (1953-2013)
Маки Из серии «Херсонес». 1988. Бумага, гуашь
Над ними будет вставать солнце, звонить колокол памяти.
Каждый такой цветок – как маленький вечный огонь.
Т.П. Шаповалова (1937-2012)
Севастопольские маки. 1971 Цветное стекло, гутная техника
К доту, заросшему маками, - символу нашей героической земли, придут фронтовики, чтобы вспомнить, как оборонялись, и где побеждали.
М.Ф. Чухланцев (1925-1981)
Дот, зарастающий маками. 1960. Холст, масло
Ветеран войны Зиновий Иванович Филиппов написал, по сути, свой автопортрет в картине «Сапун-гора».
Сапун – гора. 1974. Холст, масло
Тяжело с костылем подняться на эту гору. Но брать ее было еще тяжелее. И сидит этот много переживший воин, отвернув от нас лицо… «Где же вы теперь, друзья однополчане…» Так живописная работа перекликается с песней, песня - с кинофильмом, фильм - с рисунком или акварелью.
З.И. Филиппов (1923-2012), заслуженный художник Украины
Портрет капитана Н. Шеметова. 1963. Холст, темпера
Вот и портрет Николая Станиславовича Шеметова написан З.И. Филипповым не как изображение художника театра им. А.В. Луначарского, а как живописный памятник капитану-сибиряку, прошедшему войну от начала до конца.
Павел Петрович Мирошниченко, удивительной смелости человек, участник Керченско-Феодосийского десанта, аджимушкаец, бежавший, чтобы продолжать сражаться и дойти победным шагом до Праги, никогда не писал войну. Но какой тишиной и миром наполнен его пейзаж… Наверно, так на фронте бойцы представляли города, в которые мечтали вернуться.
П.П. Мирошниченко (1920-2005), заслуженный художник Украины Город у моря. Севастополь. 1983. Картон, масло
Нельзя не вспомнить героизм директоров нашего музея.
Михаил Павлович Крошицкий выбрал трудную долю - спасение картинной галереи. Но в глубине души, может, и завидовал тем, кто с оружием в руках защищал Родину. Потому в его рисунках есть наброски солдат. Романтикой наполнен портрет Героя Советского Союза летчика Семенюка, прожившего всего тридцать девять лет и погибшего уже после войны.
М.П. Крошицкий (1894-1972), заслуженный деятель искусств Украины Портрет Героя Советского Союза летчика Семенюка. 1947. Холст, масло
Михаила Павловича на посту директора сменил Сергей Николаевич Соколов (даже на военном кладбище в Дергачах их могилы рядом). Тридцать лет он отдал Черноморскому флоту, поэтому море и флот стали основной темой его творчества.
Сурова и тревожна его марина … Кажется, здесь недавно прошел бой…
Отважный летчик Михаил Васильевич Кобыленков - директор музея в 1970-х годах - даже расписался на рейхстаге!
После войны он выберет мирную профессию художника, редко обращаясь к военной теме.
М.В. Кобыленков (1922-2002)
Севастополь. Набережная Артиллерийской бухты 1978. Холст, масло
Бухты и набережные Севастополя – вот то, чем он не устанет любоваться и делиться с нами этой радостью мирного пейзажа.
Хочется верить, что все-таки они собираются в великий день девятого мая на мысе Гвардии – художественная гвардия нашего искусства – летчик М.В. Кобыленков и танкист Н.П. Шеметов, артиллерист П.П. Мирошниченко и пулеметчик З.И. Филиппов, партизан П.К. Столяренко и моряки С.Н. Соколов и П.М. Коломойцев.
М.Ф. Чухланцев (1925-1981)
Мыс Гвардия. 1975. Холст, масло
Им еще посвятят песни и стихи, кинофильмы и картины. Как Н.В. Василенко, спевшая свою живописную песню о войне, об отце, который тоже был солдатом, и обо всех, уже ставших легендой, защитниках нашей земли.
Н.В. Василенко (1933-1994)
Памяти черноморцев. 1973 - 1975 Холст, масло