пятница, 7 июня 2019 г.

VIII Биеннале классического абстракционизма

«VIII биеннале классического абстракционизма» посвящена 140-летию со дня рождения гениального художника, одного из родоначальников абстракционизма - Казимира Малевича. Традиционно биеннале проходит в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого, где сейчас ведутся ремонтно-реставрационные работы. И Симферополь любезно предоставил выставочные залы, чтобы традиция не прерывалась.
***
Повешенная плоскость живописного цвета
на простыне белого холста
дает непосредственно нашему сознанию
сильное ощущение пространства
К.С. Малевич

Творческий союз художников и искусствоведов «Академия абстракционизма» в 2019 году открывает «VIII биеннале классического абстракционизма» в стенах Симферопольского художественного музея. 

У истоков еще «Первой биеннале классического абстракционизма» стоял замечательный симферопольский искусствовед Р.Т. Подуфалый, который вместе с художником, председателем «Академии абстракционизма» В.А. Бойченко реализовали этот проект. Первая общекрымская выставка абстрактного искусства проводилась также Рудольфом Трофимовичем в Симферопольском художественном музее, в которой принимали участие многие из представленных ныне художников. «Биеннале классического абстракционизма» задумывалась как дружественный проект двух музеев, как творческое пересечение крымских и севастопольских художников-абстракционистов, а также как продолжение еще одного совместного выставочного проекта «7/8» с раздвинутыми границами абстракционизма – от Севастополя до Санкт-Петербурга. И с каждым годом география участников расширяется, теперь биеннале стала международным проектом. 

Всё многообразие выставочного процесса в рамках абстрактного искусства выражается не только в пространстве, но и во времени. «VIII биеннале классического абстракционизма» посвящена 140-летию со дня рождения родоначальника, мэтра геометрического абстракционизма Казимира Малевича (1879-1935). В Севастополе проходили биеннале, «ведущие диалоги» с лирической абстрактной живописью В. Кандинского, логическим абстракционизмом П. Мондриана. В этот раз художники дискутируют о приоритетах цвета и элементарных форм (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника) как «первоэлементов» живописи, а также комбинации разноцветных плоскостей простейших геометрических фигур и асимметричных композиций. 

И чем больше проходит лет со дня «изобретения» супрематизма, тем интереснее переложение идей Малевича на современный лад, тем глубже его вклад в развитие мировой живописи и дизайна и тем разнообразнее подход художников к абстрактному искусству. В этом и не только можно убедиться на выставке «VIII биеннале классического абстракционизма».

К.В. Горбунова, кандидат искусствоведения

***

«Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое; за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма!» К. Малевич

Иногда кажется, что он до сих пор там, «прошел через ноль форм» и «семафорит» в своей беспредметной бездне… тем, кто смелее, тем, кто решится быть свободным. Это в кино и рекламе свобода - желанная цель, на деле - это не простой выбор, свобода… Жесткий и бескомпромиссный художник, Казимир Малевич отсекал все лишнее, его искусство для тех, кто готов говорить об истине живописи, мировоззрения, о совершенстве <—> о шедевре как об окончательной, предельной величине, которой и свобода измеряется. 

Иногда кажется, что нам, обычным смертным, живущим в суете повседневности, достаточно сходить в музей/галерею, порассматривать шедевры с безопасной дистанции зрителя, «прикоснуться к истине» сквозь экскурсовода-куратора-интерпретатора, восхититься/ужаснуться свободе великих и вернуться к простому и понятному - кофе с друзьями, уборке по выходным, семье, работе… два мира, сосуществовавшие в биографиях великих людей, параллельные вселенные - для людей обычных. Кто такой Казимир Малевич сегодня, точка на оси координат истории искусства или часть актуального длящегося художественного процесса? И пусть на этот вопрос Восьмая биеннале классического абстракционизма исчерпывающе не ответит, но она - именно живой и длящийся художественный процесс, на «беспредметной бездне» Малевича «замешанный». Как раз там, где он установил свои «семафоры», вновь и вновь исследуя заложенные векторы, проект проявляет актуальность абстракционизма, демонстрируя различные его формы, методы, подходы. 

В отличие от остроактуальных направлений в изобразительном искусстве, со скоростью обновления современных технологий теряющих свою своевременность, у реализма и абстракционизма есть претензии на вечную актуальность: декоративность как программа-минимум (имеется в виду дизайн-ремесленная составляющая любого материального произведения искусства), и тут оба направления можно условно объединить, этот минимум может быть свойственен обоим, пусть и в различной эстетической перспективе. Но в отличие от описания предметного мира, беспредметное искусство обладает более универсальным языком на уровне знака, что вообще снимает вопрос современности. Впрочем, претензии могут остаться лишь претензиями, Казимир Малевич и его 140-летие - лишь поводом, но пока Биеннале классического абстракционизма продолжается в музеях и арт-пространствах Крыма и Севастополя, процесс идет, и этот факт бесспорен. 

Виктория Данилюк, искусствовед, 
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого


















Фотографии А. Никонова и В. Кузовникова