Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова представляют совместный проект - выставку «Курс морской навек себе избрали». Экспозиция располагается в здании училища на Парковой, где представлена живопись севастопольских художников.
Быть
маринистом в Крыму – большая смелость! Тень И. К. Айвазовского всегда будет
незримо стоять за спиной.
Но те, для
кого творчество и море важная часть не просто жизни – сущности, соперничества
не боятся. Вернее, они и не соперничают ни с кем. Работают. С упоением,
вдохновенно. То удовольствие, с каким они пишут этюды или картины,- не может не
передаться зрителю.
Работы
художников, конечно, очень разные. У Николая Михайловича Карпова –
созерцательность от неспешности, привычности. Он словно в машине времени
путешествует по векам и эпохам, ведь море и небо неизменно прекрасны во все
времена. Но исторический ракурс придает его работам ностальгический колорит.
Если его картины скрывают настроение автора, то в этюдах он искренне делится с
нами радостными или тревожными ощущениями.
Несколько лет
в Севастополе проходил так называемый фортификационный пленэр. Его организатор
– Игорь Шипилин, сам когда-то выполнявший воинский долг на флоте и до сих пор с
благодарностью воспоминающий дни службы, так же внимательно вглядывается в
современных защитников Родины - какие они? И у него, севастопольского
мальчишки, и у Елены Вильчуковой, большая часть жизни которой также прошла в
Севастополе, «морские» работы окрашены светлой романтикой. Елена любит флот еще
и воспоминаниями отца. Именно ему посвящена работа «Песня о Марусе», ведь о чем
поют моряки, если не о любви и прекрасных женщинах на берегу?
Для Александра
Репки море остается загадкой. И люди, живущие на его берегу, и окрестности
города, и конечно морская даль – таинственны и прекрасны в его глубоких по
цвету и пастозных по технике живописи работах. Их интересно рассматривать –
ощущение событий, смыслов, наполняющих его холсты и картоны сродни путешествию.
У Алексея
Петрухина, не так давно живущего в Севастополе, – оторопь, удивление, работа
взахлеб, чтобы не потерять, не упустить свет, цвет, оттенок цвета, тон.
Динамика присуща композиции и даже колориту его работ. Мазок художника активен,
всполохи краски словно сражаются на холсте. Даже во внешне спокойных «штилевых»
работах это не пропадает. Повышенное внимание к передаче света также характерно
для его творчества. Эта сознательно поставленная художественная задача часто
отражается и в названиях.
Несколькими
работами представлено на выставке и творчество известной севастопольской
династии Грищенко. Иван Михайлович соединил в своих холстах южнорусский свет и
красочность с академической школой (он - выпускник Ленинградского института им.
И. Е. Репина, бывшей Академии художеств). Роман мыслит и пишет уже по-новому,
где стилизуя формы, где следуя традиции, особенно в программной работе
«Севастопольская весна». Ведь наше возвращение домой, в Россию, это и есть
восстановление разорванной традиции.
Радостен
праздничный колорит художников. Они бросают рядом краски, которые, казалось бы,
и не могут жить вместе. А у них – оживают!
Пожелаем же
зрителям этих работ также не привыкать к красоте моря и его берегов, а мы
постараемся чаще радовать возможностью увидеть новые холсты как этих
художников, так и других мастеров.