«Тавриды дивный лик» - первая персональная выставка
мастера декоративно-прикладного искусства Владимира Петровича Шипицына в стенах
Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого. На выставке представлена
художественная резьба по дереву: иконы, складни, кресты, декоративные панно,
предметы быта, созданные мастером в разное время.
СМИ о выставке:
Владимир Шипицын выпускник
известного в стране Абрамцевского
художественно-промышленного училища им. В.М.Васнецова. Это училище имеет
особенную историю, которая берёт своё начало в конце XIX века.
В это время в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево Е.Д.Поленовой и другими известными художниками «Серебряного
века» был сформирован художественный промысел резьбы
по дереву – абрамцево-кудринская резьба. В советское время
столярно-резчицкая мастерская была реорганизована в училище. На протяжении
всего времени существования этого центра трудами и талантами большинства
выпускников были возрождены многие традиционные художественные промыслы России.
В.П.Шипицын наследник традиций
абрамцево-кудринской резьбы. 40 лет назад в 1978 году он окончил училище по
специальности художественная обработка дерева, камня и кости. После окончания училища
работал и с деревом, и с камнем, но предпочтение отдаёт дереву.
В последнее время Владимир
Петрович увлечён изготовлением культовых предметов. Резные иконы из дерева,
изготовленные по православным канонам, мастер
создаёт и для храмов, и для домовых иконостасов; делает кресты, престолы,
алтарные кресла, мощевики, нательные образки и складни. Некоторые произведения,
созданные Владимиром Петровичем, «служат» во многих храмах Севастополя и Крыма:
Свято-Владимирском соборе (усыпальница адмиралов), Свято-Владимирском
кафедральном соборе (Херсонес), в Храме Всех Святых, в Свято-Успенском пещерном
монастыре (Бахчисарай)... Художник обращается к святым, которые по преданию в разные времена
были в древнем Херсонесе: апостол Андрей Первозванный, папа Римский Климент,
семь священномучеников херсонесских, просветители Кирилл и Мефодий. На многих
иконах представлены образы любимых и почитаемых в России православных святых: Георгий
Победоносец, Богоматерь Владимирская, Святой Николай… Некоторые складни и
иконостасы украшены фризами в традициях древнерусского каменного зодчества. На
них изображены схематизированные силуэты
голубей, павлинов, стилизованные сказочные львы, похожие на рельефы, украшающие
стены Владимиро-Суздальских храмов.
Среди любимых тем резчика –
герои и сюжеты античной мифологии, архитектура и керамика древнего Херсонеса, города Боспорского царства, море и
его обитатели. Из-под резца художника
«рождаются» декоративные панно, где центральное место занимают античные
и фантастические герои, в обрамлении растительного орнамента, розеток, завитков,
куда вплетены гирлянды виноградных лоз – щедрых «даров» Крыма, «сокровища»
Чёрного моря. Изображения плотно и
ритмично покрывают поверхность изделий, практически не оставляя свободного
места. На некоторых панно композиция строится симметрично. Парные
изображения, геральдически обращенных друг к другу птиц, созданы в
традициях городецкой росписи. Объёмно-рельефная резьба создаёт округлые формы,
которые придают орнаменту четкость и
одновременно мягкость и пластичность.
Подчёркивая природную красоту дерева, мастер практически
не использует тонировку. Обычно выбирает местные породы – липу, реже
можжевельник. В арсенале резчика многообразие инструментов: разные по размеру и
диаметру стамески, знаменитый богородский нож, клюкарзы. уголки… На вопрос:
«Сколько их у Вас?», мастер, не задумываясь, ответил: «Около 100».
Среди
декоративных панно и икон совсем не затерялись небольшие по размеру бытовые
предметы: вазочки, шкатулки, конфетницы, хлебницы, солонки, созданные в
80-х-90-х годах. Фигурные сосуды трансформированы в стилизованных рыб, сказочных
птиц и домашних животных. Скульптурная форма не является механическим дополнением
к предмету, а напротив сливается с ним, представляя собой единое целое. Такое
единение делает утилитарные вещи забавными и декоративными, что вполне в
традициях русского народного творчества.
Уникальная
история Севастополя, который был основан рядом с античным Херсонесом, ставшим колыбелью
православной Руси, «подсказала» художнику темы, к которым он обращается снова и
снова. В работах В.Шипицына образы христианства мирно уживаются с образами
народной и античной мифологии. А прекрасное образование, огромный опыт,
индивидуальность и самобытность, позволяют мастеру создавать авторские
произведения, которые могут быть не только украшением любого интерьера, но и
музейной коллекции декоративно-прикладного искусства.
Следующий 2019 год для Владимира Петровича
юбилейный. Хочется пожелать мастеру творческих успехов, вдохновения и активной
выставочной деятельности.
Титова Е.П., старший научный
сотрудник
1-ый Севастопольский: Тавриды дивный лик.
PositivSity:Тавриды дивный лик.
Слава Севастополя: Дивный лик Тавриды от Владимира Шипицына.
Слава Севастополя: Тавриды дивный лик.