среда, 28 февраля 2018 г.

«IV биеннале камерной абстрактной акварели»


В 2018 году в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого в четвертый раз проводится «Биеннале камерной абстрактной акварели», посвященная памяти симферопольского искусствоведа Р.Т. Подуфалого.

Памяти искусствоведа… 

«Он видел значительно и высоко. 
И, как никто другой, наполнял нашу жизнь» 
К. Коровин 
В начале 2018 года в рамках отмечаемых дней памяти замечательного симферопольского искусствоведа Р.Т. Подуфалого (1938-2008) творческий союз художников и искусствоведов «Академия абстракционизма» проводит «IV Биеннале камерной абстрактной акварели», которая традиционно и неизменно привлекает внимание людей искусства, кому до сих пор интересны и близки его замыслы. Рудольфу Трофимовичу исполнилось бы 80 лет, но, к сожалению, уже 10 лет, как нет его с нами. Выдающиеся личности, уходя, остаются памятью в наших сердцах и своими идеями в таких удивительных выставках. 

Рудольф Трофимович поддерживал художников разных направлений. У него было уникальное качество: художественное чутье – находить новых авторов и раскрывать их творчество перед зрителем на многочисленных выставках. Он был смелым и свободным в искусстве, был открыт новому, интересному, тому, что цепляло за душу и чем очень хотелось поделиться с окружающими. Целая плеяда современных крымских художников выросла и сформировалась под опекой этого доброго и мудрого наставника. Подуфалый воспитывал культ красоты. Многие из представленных на «IV Биеннале камерной абстрактной акварели» авторов уважали и дружили с ним, прислушивались к нему и ценили его мнение. 

Внимательный собеседник и гениальный зритель, Подуфалый предъявлял высокие требования к художникам и их работам. Он вел с ними постоянный и незримый диалог и учил отличать хорошее от плохого, талантливое от бездарного. Живое в искусстве потому и живо, что не похоже на старое, на повтор, пусть даже самый безупречный. Каждое общение давало внутреннюю эмоцию, появлялись новые состояния, менялось мироощущение и происходило взаимообогащение. Под «непосредственным взглядом» искусствоведа художник открывал в своих произведениях такие неописуемо прекрасные чудеса, которые зачаровывали и заставляли трепетать душу. И для многих авторов было важно «тронуть» искусствоведа, взглянуть его глазами на свои работы и понять, куда двигаться дальше в своей деятельности. Это помогало найти свое творческое лицо и свою самобытность в искусстве. Надо признать правоту диалога художника и искусствоведа: «художник без искусствоведа – никто», а «искусствовед без художника – ничто». 

Время не стоит на месте, но уникальные задумки Р.Т. Подуфалого не угасли. И этот диалог продолжается… 
Ксения Горбунова, 
кандидат искусствоведения


«Хотя <…> творчество свидетельствует о большой культуре и о знании всех способов передавать динамику пространства, художник не пользуется этими приемами, словно набором готовых рецептов... Нужно, следовательно, чтобы знание сопровождалось равным забвением знания. Эта неискушенность - не невежество, а трудный акт преодоления знания. Именно такой ценой произведение в каждый миг становится в своем роде чистым началом, а творчество, тем самым, оказывается осуществлением свободы». 
Жан Лескюр о художнике Лапике

Биеннале камерной абстрактной акварели - это живое воплощение тех же принципов забвения обретенного знания: раз в два года у маститых классиков появляется возможность отрешиться от суеты, забыть свой статус и регалии, и вспомнить чистое удовольствие от прозрачной и эфемерной акварели. Не пытаясь никому ничего доказать, представители самых различных направлений в искусстве импровизируют и компонуют. Их не связывает ни сюжет, ни желание нравиться, ни страх «а что же кто подумает»… нежные и трепещущие, или же насыщенные по цвету и пульсирующие - композиции очередной выставки объединены тремя условиями. Абстракция на небольшом формате в акварельной технике (и не важно, из какого ты «художественного лагеря», за что «сражаешься» в своей повседневности, именитый или начинающий…) 

Новая выставка - новая встреча не только в физическом пространстве, но и «разговор» через художественные высказывания (так проще заглянуть и сравнить, у кого что на душе…) Так что милости просим послушать, посмотреть!
В. С. Данилюк, искусствовед












Фотографы: Анна Садовникова, Наталья Артемьева

СМИ о выставке: