понедельник, 16 октября 2017 г.

«Часы и гобелены XVIII - начала XX в.»


Представленные на выставке часы и гобелены из собрания музея, созданные во Франции, России, Германии, США, были украшением парадных интерьеров дворцов и особняков русского дворянства XVIII – начала ХХ века. Часы каминные, консольные, кабинетные, настенные, карманные, нагрудные в корпусах из золоченой бронзы, мрамора и фарфора, дерева и металла являются воплощением мастерства и таланта художников декоративно-прикладного искусства и ценными экспонатами коллекции нашего музея.

Выставка «Часы и гобелены» приурочена к празднованию 90-летия Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого. Комплектование коллекции часов и гобеленов началось во время создания картинной галереи в 1927 году. Дальнейшее формирование собрания проходило поэтапно. Часы и гобелены, национализированные после Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, ранее украшали дворцы и особняки Южного берега Крыма и Севастополя: М.В. Барятинской, Е.Ф. Базилевой, Д.А. Веригиной, А.Н. Плотниковой(?), Ю.А. Ковако… Во время Великой Отечественной войны большинство предметов декоративно-прикладного искусства вместе с экспонатами западноевропейского и русского искусства были эвакуированы из осаждённого фашистами Севастополя в сибирский город Томск директором галереи Михаилом Павловичем Крошицким, тем самым спасены от уничтожения.

Коллекция часов в собрании музея насчитывает 18 экспонатов. Среди них: часы каминные, консольные, кабинетные, настенные, карманные, нагрудные из Франции, России, Германии, США в корпусах из бронзы, мрамора, фарфора, дерева и металла, созданные в конце XVIII-начале XX века.

Самые ранние произведения художественной «обстановочной» бронзы относятся ко второй половине XVIII - первой половине ХIХ века. Это время называют золотым веком французского производства, когда строительство дворцов сменялось обустройством интерьеров. Их обязательную принадлежность камины традиционно украшали часами и канделябрами. Форма каминных часов и их отделка зависели от смены стилей в истории изобразительного искусства, а моду на изделия из бронзы диктовали французские мастера.

В числе произведений, имеющих высокую художественную ценность - «Часы консольные», созданные во Франции в 1760-1770 годах бронзовщиком Робером Осмоном - ярким представителем стиля Людовика XVI (эпохи неоклассицизма). В это время предпочтение стали отдавать прямым линиям, гармоничным пропорциям, симметрии, лаконичному декору, укрупнённым размерам; вводились античные формы и орнаментальные мотивы. Но по-прежнему, как в эпоху рококо, изделия украшали реалистически трактованными цветами, голубями, амурами. Такое соединение элементов рококо и античного декора в одном произведении характерно для французского неоклассицизма. Амуры являлись излюбленными героями аллегорических композиций Р. Осмона и изображались мастером с различными атрибутами науки: книгами, свитками, измерительными инструментами. В руках у одного амура на фондовых часах планшет и карандаш и, скорее всего, это аллегория изобразительного искусства. Мастер пользовался распространённой в это время техникой огневого (ртутного) золочения. Золочёные каминные часы, созданные мастером, наделены «монументализированными» формами, и являлись предметом роскоши, доступным немногим.

Конец XVIII – начало ХIХ века – время расцвета классицистического стиля. В 90-е годы XVIII века созданы часы-ротатор (от лат. вращающийся). Необычны они тем, что корпус во время работы остаётся неподвижным, вращается лишь эмалевый поясок с римскими цифрами, а укреплённая перпендикулярно неподвижная стрелка в виде стрелы Амура, указывает время. Украшены часы накладным бронзовым золочёным барельефом с изображением весталок - древнеримских жриц богини огня. Этот сюжет был популярным в изобразительном искусстве Франции в конце XVIII века. Часы-ротатор являются прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства эпохи Просвещения.

Не всегда экспонаты охотно открывают нам все свои тайны. Бронзовщик, создавший в первой четверти ХIХ века каминные часы «Ясон с драконом», пока неизвестен. Созданы они в период ампира (позднего классицизма). Мастера ампира часто использовали для украшения бронзовых изделий круглую пластику, изображая античных героев, воинов и полководцев. Вероятно, скульптура, украшающая часы «Ясон с драконом», является вольной интерпретацией статуи «Ясон» датского художника Торвальдсена Бертеля, одного из наиболее талантливых представителей позднего западноевропейского классицизма.

В ХIХ веке прослеживается увлечение стилями прошлых эпох, возвращение к декоративной затейливости стиля рококо, барокко. Создаются вычурные произведения, отдалённо напоминающие изделия XVIII века. Это время поисков нового стиля получило название периода эклектики или историзма.

В первой половине XIX века созданы кабинетные часы французской фирмы часовых механизмов «Винсенти и К°». Эта фирма была основана в 1823 году. Часы под этой маркой выпускались до 1870 года и удостоились серебряных медалей на двух Промышленных выставках. Однако, клеймо на механизме музейных часов раннее и относится к первой половине XIX века. На первый взгляд форма деревянного корпуса часов проста и лаконична, вместе с тем стилизованный растительный орнамент, выполненный в трудоёмкой и сложной технике инкрустации металлом и перламутром, является истинной драгоценностью и украшением экспоната.

Представленный на выставке каминный гарнитур составляет единый ансамбль, созданный во Франции после 1855 года. Часовой механизм принадлежит известной парижской фирме «Братья Жапи», которая одна из первых во Франции начала массовое производство часовых механизмов. Изысканность бронзовым корпусам часов и урн придают расписанные вручную фарфоровые плакетки, которые, скорее всего, созданы на знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуре. Корпус напоминает портик греческого храма и обращает нас к стилю ампир, но в декоре фарфоровых плакеток прослеживается влияние рококо. Подобное соединение разных стилей в одном произведении характерно для второй половины XIX века.

Моду на различную форму часов диктовали французские механики-часовщики. Их произведения были всегда эталоном, служили «образцами для подражания» мастерам других стран Западной Европы, Америки, в том числе и России.

В конце XVIII-начале XIХ века французская бронза была одним из основных элементов убранства парадных интерьеров дворцов и особняков русского дворянства. Большой объём дворцовых заказов способствовал привлечению к работе в Российской империи многочисленных западноевропейских бронзовщиков, литейщиков, чеканщиков и позолотчиков. В XIX веке в Санкт-Петербурге и Москве свои мастерские открыли Самуил Вёль, Феликс Шопен и Виктор Габю.

Привлекают внимание посетителей каминные часы, созданные в Санкт-Петербурге в 40-е годы XIX века Самуилом Вёлем. Его изделия, напоминающие французские, отличались высоким художественным уровнем, качеством литья, чеканки и золочения. Вёль заработал репутацию высокопрофессионального бронзовщика и получил высокое звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. На каминных часах стоит не только именное клеймо мастера, которое являлось гарантом высокого качества продукции, но и клейма часовщика, литейщика и эмальера, что является редкостью для того времени.

Музейные часы Самуила Вёля предназначались для украшения женской гостиной (будуара). Богатый барочно-рокайльный накладной рельефный декор часов в виде завитков, цветов, виноградной лозы строится по типу зеркальной симметрии, сочетается со скульптурным изображением прекрасной пастушки и придаёт часам настоящее «французское очарование».

В XIX веке, когда часы стали сравнительно распространённым предметом обихода, искусные часовщики начали вводить в них различные дополнительные механизмы, выполняющие сложные движения, ненужные для основной функции часов и предназначенные лишь для придания им особой занимательности, курьёзности. К часам-загадкам или «живым часам» относятся представленные в экспозиции часы настольные «Слон» известной немецкой фирмы «Юнганс», которые датируются началом ХХ века. Маятником здесь служит весь корпус часов, раскачивающийся на хоботе слона. Качание часов обеспечивает спрятанный внутри молоточек-противовес.

Многим зрителям знакомы настенные часы, на циферблате которых обозначено «Le Roi a Paris». Такие часы украшали интерьеры домов в начале ХХ века, как за рубежом, так и в России. В это время производством механических часов под этой маркировкой занималось сразу несколько немецких фабрик, крупнейшей из которых была часовая фирма «F.M.S». Вначале ХХ века она массово ввозила настенные часы в царскую Россию. Зажиточные россияне хотели видеть у себя часы высочайшего немецкого качества с французским шармом. Часы «Le Roi a Paris» относились к разряду недорогих и были доступны широким слоям населения, а маркировка циферблатов французской надписью – отличный «маркетинговый ход» – желание привлечь покупателей.

История часового производства в Америке берёт своё начало в середине XIX века. Среди известных часовых производителей была фирма «Ансония» («Ansonia»), основанная в 1850 году, которая просуществовала до 1929 года. Именно в этом году станки и оборудование компании были проданы американской торговой организацией в Советский Союз. На оборудовании завода в 1931 году в Москве начал выпуск будильников и настенных часов 2-й Государственный часовой завод. С этого времени начинается история часовой промышленности СССР.

Дополнена выставка коллекцией старинных гобеленов (шпалер), которые были созданы, в основном, во Франции в XIX веке. До XVII века большая часть шпалер ввозилась во Францию из Нидерландов. Лишь в XVII веке мировой столицей шпалерного искусства становится Франция. В это время в парижской мастерской Ж. Гобелена было сосредоточено шпалерное производство. С тех пор все тканые безворсовые ковры стали называть и шпалерами, и гобеленами.

Французские шпалеры высоко ценились в XVIII веке. В XIX веке наряду с ручным развивается машинное ткачество. Отличительной особенностью французских гобеленов второй половины XIX века является обращение к картинам старых мастеров. Гобелены «Сцена в трактире», «У трактира» созданы в духе фламандских живописцев XVII века, мастеров бытового жанра - Давида Тенирса Младшего и Адриана Браувера. На гобеленах, как и на небольших картинах этих мастеров, изображены непритязательные сцены в сумрачных убогих кабачках, где крестьяне, бедняки, бродяги пьянствуют, курят, играют в карты и кости.

Большое распространение получает «вердюра» (от фр. зелень, трава) - пейзажная картина, оживлённая сельскими видами, фигурками животных, птиц, цветами, силуэтами замков на дальнем плане («Пейзаж с косулями», «Пейзаж с диким кабаном»). Популярны были пасторальные сцены, где пастушки и пастушки «разыгрывают» любовные истории в духе Франсуа Буше («На террасе», «Пейзаж с ветряной мельницей»), а также сцены охоты на диких животных, напоминающие картины того же «галантного» XVIII века («Охота на кабана», «Охота на оленя»).

Крупнейшие художники А.Ф. ван дер Мейлен, Ш. Лебрен, Ф. Буше, считали за честь создавать эскизы для гобеленов. Затем по этим эскизам художники-картоньеры делали картоны – образцы для шпалерных мастеров. Среди художников конца XIX-начала XX века, создававших эскизы для картонов, встречается имя французского живописца испанского происхождения Карлоса Алонсо Переса (1881-1914). На гобелене «Улица», надпись «DAPRES ALONSO PEREZ», что позволило приписать авторство этому мастеру. Известные работы К. Алонсо Переса созданы под влиянием отца Мариано Алонсо Переса. И отец, и сын, изображали на своих полотнах беззаботные жанровые сцены, где представляли современную парижскую жизнь, часто с использованием модных костюмов прошлых веков. Большая часть мужской одежды на их картинах - пудреные парики, шляпы, треуголки - отражают моду XVIII века.

Представленные на выставке французские гобелены, созданные неизвестными мастерами XIX века, дают представление о вкусах заказчиков и традициях этого времени. А об интерьерах домов, украшенных часами и шпалерами, мы можем судить по живописным картинам художников Западной Европы XVII-XIX века, которые представлены на выставке в качестве иллюстрации к заданной теме. Это, в основном, интерьеры, которые воссоздают быт, нравы и привычки людей прошлого.

Коллекция часов и гобеленов Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого не отражает в полной мере развитие декоративно-прикладного искусства, но представляет важные его вехи. Часто экспонаты неохотно «делятся» своими тайнами, и может пройти достаточно много времени, прежде чем музейные предметы откроют свои секреты. Бесспорно, произведения, представленные на выставке, являются воплощением мастерства и таланта художников. За каждым экспонатом история развития научно-технического прогресса и декоративно-прикладного искусства.

Е.П. Титова, старший научный сотрудник


















Слава Севастополя: Еще идут старинные часы…
ИКС: В Севастопольском музее открылась выставка раритетных сокровищ