четверг, 7 сентября 2017 г.

«VII биеннале классического абстракционизма»


«VII биеннале классического абстракционизма» посвящена 145-летию со дня рождения голландского художника Пита Мондриана (1872-1944), который является родоначальником логического («интеллектуального») абстракционизма. Эта выставка продолжает линию  отцов-основателей абстрактной живописи: В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан...


Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет и плоскость...
Пит Мондриан

Мондриан создал свое направление в абстрактном искусстве - «неопластицизм», которое провозглашало необходимость строго геометрического порядка в искусстве, ясности и определенности формы, чистоты и четкости ритма. 

Первый принцип неопластицизма – пересечение линий под прямым углом, «строгость в использовании выразительных средств». Для построения формы допускались лишь горизонтальные и вертикальные линии, прямолинейность конструкций и прямой угол как твердая опора, которые надо писать осознанно, но без рациональности. Нужно доверять интуиции и постоянно искать гармонию и ритм.

Второй принцип – использование только основных цветов. Чтобы искусство было абстрактно, художник должен вернуться к первоначальному цвету: плоскому, основному в спектре и фактически обусловленному, но никак не ограниченному. Синий, желтый и красный цвета дополнены «нецветами» (черным, белым и серым – пустым пространством). Цвета и их интенсивность распределяются так, чтобы сохранить плоскость картины. Насыщенные цветом гладкие плоскости, заключенные в жесткую черную сетку, создают впечатления сияния, свечения цвета.

Композиции Мондриана не были симметричны. «Динамическое» равновесие создавалось дуализмом противоположностей: большой поверхностью «нецвета» и маленькой поверхностью цвета, вертикальными и горизонтальными линиями. Противопоставление несло смысловую нагрузку: антиподы контрастировали как материальное с духовным, объективное с субъективным.

«VII биеннале классического абстракционизма» - это возможность оценить творчество Пита Мондриана, пересмотреть идеи и по-новому взглянуть на его концепцию через призму уже прошедших лет. Некоторые авторы, представленные на выставке, пытаются встроить свою концепцию в художественную теорию П. Мондриана (В. Кукарских, Е. Душкевич), другие по-своему обыгрывают основные цвета (В. Кузовников, А. Завада). Московский художник П. Лахтунов ведет диалог с великим мастером о геометрическом преобладании абстракционизма. В. Бойченко и Ю. Панин откровенно спорят с его теоретическими выкладками, возвращая живописи чувственность и плавность линии. Многие художники отстаивают свой путь в абстрактном искусстве: «экспрессивный» (Г. Якшин, Ю. Манько), «мозаичный» (В. Довгань), «лоскутный» (И. Домбровская, Д. Филов), «лирический» (К. Горбунова) и пр.

Украшением выставки стали скульптуры В. Ржавченко и А. Никонова. Эти абстрактные формы были подсказаны самой природой: благородное дерево (кизил, дуб, клен, красное дерево) в сочетании с металлом и камнем. 

В этом году к биеннале присоединились новые участники – художники из Казани (Р. Салихов, М. Вагапов, А. Лопаткин), а также молодые авторы (Н.Петрухина, Н. Ольхова, Д. Лемтюжникова).

«VII биеннале классического абстракционизма» получилась очень яркой, насыщенной, разнообразной по воплощению абстрактных идей, но удивительно цельной, однородной и, конечно же, вдохновляющей на новые творческие поиски.

К.В. Горбунова, кандидат искусствоведения

***

Человек любит знаки и любит, чтобы они были ясными
«Третий смысл» Ролан Барт

В седьмой раз проводится Биеннале классического абстракционизма - что означает эта традиция, отслеживает ли она лишь локальные художественные процессы и как сопрягается с тем, что происходит вовне?

Решение посвятить выставку в этом году одному из основателей направления (145-летию со дня рождения Пита Мондриана) может показаться лишь хорошим поводом продолжить тему (за 12 лет в этом ряду уже были русские «патриархи» авангарда - В. Кандинский, К. Малевич и их знаковые произведения). Однако революция 1917 года совпадала с революцией в искусстве, чем не повод проанализировать эту параллель к столетию событий. 

Был ли «неопластицизм» Мондриана побегом от реальности или же попыткой в историческом хаосе начала ХХ века найти изобразительное рациональное зерно и с помощью абстрактного искусства попытаться структурировать окружающую художника действительность? Когда к середине прошлого века после двух мировых войн человечеству заново пришлось становится «человечным» - вернуться к первоосновам цивилизации, осознать, как не повторить страшнейших ошибок в будущем, и здесь обращение к истокам искусства было как нельзя кстати (речь идет об общемировых процессах, поскольку художник нидерландский). 

Пит Мондриан, как и многие отцы-основатели абстрактного направления, буквально разобрал картину от сюжета до первоэлементов композиции и плоскости холста, заострив свое внимание на ПОИСКАХ БАЛАНСА. Спустя сто лет вопрос не потерял актуальности: художники, изображающие не предметную действительность, но мета-реальность, снова «ловят» настроения, атмосферу, ищут баланс между глобальными историческими событиями, соразмеряя их обычному человеку. «Пульсация» основных трех цветов (красного, желтого, синего) от произведения к произведению в экспозиции задана программой мондриановского «неоплатицизма», однако, если присмотреться, красный задает основной тон. Как наиболее активный, в чем-то даже агрессивный, он все равно невольно возвращает зрителя к событиям столетней давности. Прорываясь осознанно-подсознательно в произведения сегодняшние, словно стук «морзянки», цокот копыт «Красной конницы» отдается не только воспоминаниями о событиях, но и мечтой о новом человеке, о новом времени… Сознание современного человека изменено средствами масс-медиа, новая цифровая реальность «мерцает» 010101… скорости, с которыми мы обрабатываем информацию, только увеличиваются, но все это больше не противоречит нашей «органике»: человек давно привык к постоянному обновлению техники, так почему же его продолжает беспокоить проблема узнавания-не узнавания? Что хотел сказать художник? Что он имел ввиду? Художники же изображают, а интерпретация - снова за зрителем. Вот уже сто лет, как появилась эта возможность: помимо искусства предметного - абстрактное как альтернатива, как свобода интерпретации. Мысль автора, его художественные поиски могут быть очевидны или зашифрованы, или же вообще несчитываемы, однако зритель по-прежнему свободен. Даже в том, чтобы обвинить произведение в отсутствии содержания (чем не амбициозная формальная задача - изобразить пустоту…), или в неумении изобразить что-то… свобода подразумевает сознательный выбор, сознательный поиск интерпретаций, ассоциаций, того же баланса (формы и содержания, рацио и хаоса, размышления и стереотипов…). Почему бы ею не воспользоваться?

Виктория Данилюк, искусствовед

МАНИФЕСТ

Эта выставка является крайней формой самовыражения художника, т.е. автор заявляет о своем – я – публично овеществленно. можно спорить, а можно и не «возникать», толку не будет, себе зритель объяснить не сможет ничего, но сделать выводы и на подсознательном уровне он, т.е. зритель сможет расширить свой внутренний кругозор, что не маловажно, а может и просто плюнуть «дурют нашего брата»…
Владимир Бойченко