среда, 16 декабря 2015 г.

«Под снежной пеленою»


Новогодне-рождественскому проекту исполняется 9 лет и на этот раз выставка посвящена юбилею оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (135 лет с момента написания, 130 лет первой постановки в Москве в частной опере С.И. Мамонтова). Помимо экспозиционного комплекса, посвященного русским народным традициям, и жемчужин коллекции музея на зимнюю тему, профессиональные севастопольские и крымские художники представят свои интерпретации сказки и вдохновивших их моментов оперы.

Сказочный мир древнерусских преданий, славянский фольклор, «лубок» и «примитив» – все проявления народного творчества буквально заворожили профессиональных художников, театралов, музыкантов в России во второй половине ХIХ века. Европа была покорена «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, а затем весь западный мир равнялся на русский авангард, черпавший, в свою очередь, вдохновение опять же в русском народном творчестве. У истоков этого движения в искусстве стояла и опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Опираясь на русские народные традиции, она была, в то же время новаторской. Не повторяя фольклорные мелодии, а мастерски стилизуя их, композитор задал новый художественный вектор. Однако оперу, как и пьесу А.Н. Островского, положенную в её основу, вполне оценили лишь спустя десятилетия. Сегодня и сюжет пьесы, и постановки оперы часто сокращаются, популяризуются, поэтому так важно напомнить историю возникновения этих произведений, источники вдохновения их авторов. Не менее важно задуматься, что происходит с устоявшимися образами в наше время. Для этого профессиональные художники и мастерицы-кружевницы и кукольницы создавали свои произведения на основе либретто и музыки Н.А. Римского-Корсакова специально к выставке в Художественном музее. Особую атмосферу на экспозиции создают произведения из музейной коллекции: И.И. Левитан, М. А. Врубель, Э.А. Арефьев, Ю.Ю. Клевер, С.Ю. Жуковский, В.Н. Бакшеев. 

***
Неотъемлемой частью новогодней традиции является елка, украшенная цветными шарами, сияющими гирляндами, блестящей мишурой, конечно же, подарками. А самые заветные подарки спрятаны до поры под пушистой хвойной красавицей. Каждой елочной игрушке присуща уникальность, которая не была потеряна и в советское время, когда было налажено их серийное производство. Подобно тому, как яркие блестящие шары отражают все, что рядом с ними, елочные игрушки стали зеркалом, в котором отразились разные эпохи; даже не смотря на отмену Рождества и Нового года в 1929-м году и возобновление «елочной традиции» новой властью в 1935-ом. Театральные герои начала 20 века, стеклянные бусы купчих; революционные красноармейцы и шары с красной звездой; космонавты времен освоения космоса и герои сказок А.с. Пушкина к 150-летию со дня рождения великого поэта - история страны, хранящаяся большую часть года на антресолях. Блеск елочных игрушек - блеск в глазах детей - блеск Вифлеемской звезды и всех звезд на небе в новогоднюю ночь. Целый сонм древнейших традиций слился в один хоровод: вечнозеленое дерево - это и символ древа жизни, вместе с тем символ культа предков (Дед Мороз предположительно был частью этой традиции). С приходом христианства, ель стала символом вечной жизни и украшалась на Рождество. Сначала в качестве украшений выступали только красные яблоки (в память о прародителях - Адаме и Еве). Затем елки стали украшать свечами (прототип нынешних гирлянд), марципановыми съедобными фигурками, орехами, завернутыми в фольгу, и конфетами в ярких обертках. Потом все это стали заменять стеклянным «муляжом» - яркими шарами самых разных форм работы немецких мастеров. В России елка считалась заморской барской забавой и традицией стала только к концу 19 века. Тогда же начали делать и свои украшения - целые семьи крестьян Круговской волости занимались этим промыслом: отцы выдували форму из стекла, матери раскрашивали, дети собирали игрушки из нескольких частей (например, бусы). После возобновления празднования Нового года на месте кустарных мастерских возникло целое училище в с. Воздвиженское, но во время войны оно было разрушено. Возобновлено в прежнем объеме производство игрушек было лишь в 1950-е годы. Какое-то время елочные украшения делали даже женщины-заключенные лагерей. Но с 1960-x - 1970-х годов началось промышленное производство новогодних игрушек. В наше время они становятся все более безликими, так как отражают в большей степени чужие традиции. В них все больше прослеживается тенденция к упрощению, а новогодняя елка становится элементом дизайна. Одной из задач нашего проекта было напомнить об истории праздника, о необходимости хранить родные традиции как незыблемую часть культуры целой страны, отдельной семьи, каждого человека.

Большую часть елочных украшений, экспонирующуюся на выставке, предоставили семьи Атроховых, Володиных, Данилевских, Державиных, Душкевич, Локтионовых, Садовниковых, Серовых, Юрковских, Понамаревых, Руденко, Рыжовых, Хмызов. Севастопольский художественный музей выражает им благодарность и надеется на то, что с помощью все большего числа севастопольцев выставка, ставшая традицией в музее, поможет совершить зрителям большое и увлекательное путешествие из настоящего в прошлое.

В.С. Данилюк, куратор проекта



На выставке прошли несколько мастер-классов.

Подведены итоги конкурса "Музыкальный коллаж"