пятница, 6 ноября 2015 г.

«Князь Л.С. Голицын – коллекционер»


На выставке представлены уникальные произведения художников Фландрии и Голландии XVII века из собрания музея.  В 1927 году десять работ из коллекции князя  Л.С. Голицына поступили в собрание Севастопольской картинной галереи через Центральный музей Тавриды. Это натюрморты, пейзажи и жанровые картины. 

Уникальность севастопольских картин старых мастеров Голландии и Фландрии XVII столетия определяется во многом источником поступления — имение князя Л.С. Голицына «Новый Свет». 

Представитель старинного княжеского рода Лев Сергеевич Голицын родился в 1845 году, получил блестящее образование, свободно владел многими европейскими языками. Учился в Париже, в Сорбонне, затем продолжил образование в Московском университете, окончив его со званием магистра римского права. Он входил в «Тайное общество юристов», которое разрабатывало конституцию России, но в 33 года оставил многообещающую юридическую карьеру ради дела, в котором видел свое истинное призвание.

Поселившись в крымском имении «Новый Свет» близ Судака, князь создал образцовое винодельческое хозяйство, а затем возглавил Управление виноделия в удельном ведомстве. Голицынское шампанское 1899 года получило высшую награду – Гран-при на Всемирной выставке в Париже (1900). Тогда Л.С. Голицына назвали королем экспертов.

В «Иллюстрированном практическом путеводителе по Крыму», изданном в 1911 году, об имении князя Голицына в «Новом Свете» сообщается: «... Особого внимания заслуживают громадные подвалы, тянущиеся на протяжении более чем 3 версты. В этих погребах, по грандиозности построек и запутанности входов напоминающих катакомбы, хранятся в громадном количестве вина, отличающиеся своими прекрасными качествами. Подвалы необходимо посещать с проводником, так как в длинных подземных ходах не трудно запутаться. Между прочим обращает на себя внимание главный проход сбоку, где владелец имения кн. Голицын недавно праздновал свой юбилей. Стены украшены драгоценными древностями, археологическими редкостями, статуями и пр.; в конце прохода находится громадная статуя Вакха».

О Голицыне-коллекционере ныне известно немного. После его кончины в декабре 1915 года в «Вестнике виноделия» (1916) было напечатано: «Он отличался широким размахом, любил веселье, анекдоты, о шумных его обедах ходили иногда легенды. Как русский барин, Лев Сергеевич собирал в «Новом Свете» произведения литературы и искусства». В мемуарах современников есть упоминания о его богатейших собраниях памятников археологии, живописи, старинных книг, изделий из фарфора и стекла. Согласно завещанию князя его дочь Надежда Львовна в Большом гостевом доме открыла «Голицынский уголок», где были представлены вещи «исключительной ценности». Музей просуществовал до 1922 года, и ныне судьба большинства экспонатов неизвестна.

Из принадлежавшей князю Голицыну коллекции десять произведений художников Голландии и Фландрии XVII столетия поступили в собрание Севастопольской картинной галереи в 1927 году через Центральный музей Тавриды. Это натюрморты, пейзажи и жанровые картины, среди которых произведения известных мастеров: Питера де Пюттера, Яна Минзе Моленара, Соломона Гиллиса Ромбоутса, Давида Тенирса Младшего, Иеронима Янсенса… Благодаря подвигу директора Севастопольского музея М.П.Крошицкого все эти экспонаты вместе с лучшей частью музейных предметов в ноябре 1941 года удалось вывезти из осажденного города, сохранить на трудных дорогах Великой Отечественной войны, вернуть в Крым, а в 1956 году – в Севастополь. Ныне они представлены в постоянной экспозиции Севастопольского художественного музея, часто экспонируются на различных тематических выставках и неизменно привлекают внимание любителей искусства. 






















СМИ о выставке:
Sevas.com: В Севастополе открылась выставка из коллекции князя Голицына
НТС: Выставка работ из коллекции князя Льва Голицына в Севастопольском художественном музее