среда, 6 мая 2015 г.

«На страже мира»



Это третья за последние несколько лет выставка плаката из фондов музея и посвящена она победителям, защитникам нашего Отечества – Красной Армии с начала ее существования до мирных послевоенных лет.
От героев былых времён…

Старая мудрость гласит: «Кто не помнит своего прошлого, осужден пережить его снова…». Мы - помним.

День Победы был и остается одним из самых почитаемых праздников в России. Страна пришла к Победе на последнем дыхании - разорённой, обезлюдевшей. Победа была долгожданной и нестерпимо горькой. Почти полностью были «скошены» поколения, тысячи сёл сожжены дотла, сотни городов превращены в руины. Великая Победа – действительно велика! Она определила не только судьбу нашей страны, но и всего мира. Поэтому нелепы и смешны попытки некоторых политиков «переписать» сейчас итоги войны, навязать нам своих «героев»!

Самому дорогому, пронзительному, славному празднику - 70-тилетию Победы - мы посвящаем выставку «На страже мира», экспонаты которой - коллекция агитационных плакатов Г.Клуциса, В.Дени, Н.Долгорукова, А.Кокорекина, В.Говоркова, Кукрыниксов – известных художников-графиков, классиков наглядной агитации ХХ века. Это третья за последние несколько лет выставка плаката из фондов музея, и посвящена она победителям, защитникам нашего Отечества - Красной Армии с начала её существования до мирных послевоенных лет, когда актуальным был лозунг - «Мир во всём мире!».

Свои вооруженные силы молодое советское государство создало 15 января 1918 года, но официальным днем рождения Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) считается 23 февраля 1918 года. Эта памятная дата, благополучно «дожившая» до наших дней, именуется теперь «Днем защитника Отечества». 

Плакатам времён Гражданской войны отводилась ведущая роль в борьбе с врагами молодой Советской республики. Они доносили до населения идеи большевиков, боролись с интервентами, а также привлекали новых сторонников в формировании РККА, призывали к мобилизации населения, уверяли в надёжной защите наших рубежей (П.Уткин (?) «Красная Амия и Красный флот - надёжная стража С.С.С.Р.», 1924). Ценность плакатов тех лет в лаконичности, цельности и художественной выразительности графического языка, основанных на традициях дореволюционной прогрессивной журнальной графики. В силу того, что большинство населения было безграмотным, плакат был призван донести содержание и без прочтения текстовой информации с помощью художественных образов, поэтому некоторые плакаты создавались в виде народного лубка (В.Фестер «Да здравствует Красная Армия, защитница рабочих и крестьян!»,1925). 

В конце 20-х годов плакаты агитировали вступать в ряды РККА идейную, сильную духом и развитую физически молодёжь («Рабочие, крестьяне, красноармейцы! Все на помощь нашему воздушному флоту!», 1929).

Осознание своей силы, готовность к защите Отечества – черты, характерные для советского народа, прекрасно воплощены в плакатах 30-х годов. Многие листы того предвоенного времени демонстрируют военную мощь молодого государства. В них изображались самолёты, артиллерийские установки, танки, корабли, готовые в любой момент встать на защиту своего народа. Но главными героями остаются люди - молодые, полные сил и энергии, здоровые духом - авангард Красной Армии. 

Большинство плакатов, представленных в экспозиции, созданы в содружестве двух талантливых художников – В.Дени и Н.Долгорукого. Художник Виктор Дени (Денисов) обращается к плакатной графике ещё во время Гражданской войны. Он работает над боевым политическим плакатом, вошедшим в золотой фонд советского изобразительного искусства. Уже в 30-е годы плакат становится главным в его творчестве.

В 1933 Виктор Дени знакомится с Николаем Долгоруковым. В этом году выходит их первый совместный плакат. В дальнейшем этот творческий союз создаст много выдающихся агитационных политических листов, лучшие из них представлены на нашей выставке («Слава сталинским соколам!», 1940; «Да здравствует партия Ленина – Сталина!», 1938). 

В ранних плакатах Долгорукова ещё заметно влияние авангардных течений 20-х годов. Художник обращается к конструктивизму: фотомонтажу, коллажу, выбирает острые ракурсы, строит композицию по диагонали, противопоставляя масштабы и планы, создавая впечатление стремительности, движения («Красная армия – гордость народа!»). Плакаты этого времени стилистически близки работам художников творческого объединения «Общество станковистов» (ОСТ). 

Фотомонтаж в своих произведениях использовали художники Г.Клуцис («Да здравствует наша счастливая социалистическая Родина! Да здравствует наш любимый великий Сталин!», 1935) и В.Корецкий («За безопасность города Ленина, за Родину, за Сталина!», 1940). Ведь именно фотоплакаты в большей степени создают ощущение реального времени, так как люди, события не вымышлены – они часть нашей истории. Художник-авангардист, яркий представитель конструктивизма, один из создателей искусства цветного фотомонтажа Густав Клуцис посвятил свое творчество прославлению сталинского режима, но сам пострадал от него. В 1938 году он был репрессирован и расстрелян, только в 1956 году посмертно реабилитирован.

Наиболее изучены исследователями плакаты военных лет. Советский политический плакат в годы Великой Отечественной войны вырос в действенное и высокое искусство, близкое народу и любимое им. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу. В этой «живой и взволнованной летописи» четырёх лет войны уверенность в обречённости фашизма и убеждённость в скорейшей победе. Это чувство проходит красной нитью через все работы, какой бы теме они не посвящались. Единство армии и народа, поднявшегося на защиту Родины, сознание правоты своего дела подкрепляли эту уверенность и делали её непоколебимой. Раскрывая жестокость врага, доведя до сознания народа всю глубину опасности, художники политического плаката призывали к максимальному напряжению сил: советские воины не должны знать страха, беспощадно уничтожать врага, а оставшиеся в тылу не должны знать усталости, жалости. Графические листы тех лет характеризуются конкретностью, эмоциональностью, психологической остротой решения как героических, так и сатирических тем. Часто художественное обобщение строилось на реальном событии и ситуации. Нередко при создании плаката использовался конкретный герой. Художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!», (1944) удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Вот только ему не суждено было дожить ни до взятия Берлина, ни даже до момента появления на свет плаката. В августе 1943 года во время боёв за село Долгенькое Харьковской области гвардии лейтенант Василий Голосов был убит осколком немецкого снаряда. Благодаря его подвигу и подвигу миллионов таких же солдат наступила долгожданная Победа.

Закончилась война, смолк гул сражений, но по-прежнему плакат страстно и убедительно призывал миллионы советских людей быть на «переднем крае», залечивать тяжёлые раны войны, преодолевать разруху, укреплять мощь армии и флота. Советские плакаты красноречиво рассказывают об обороне Родины в воздухе, на земле и воде. Послевоенные плакаты, прославляя отважных солдат, их смелость, силу и профессионализм, воспитывали любовь к Отечеству, гордость за свою страну и ее непобедимых защитников.

Особое значение в послевоенные годы приобрела в плакате тема борьбы за мир. Главными лозунгами этого времени становятся слова «Мир, труд, дружба!". В это время появляется много так называемых декоративных плакатов. Знамёна, ордена и медали, орденские ленты, лавры, здания Кремлёвского ансамбля – вот основные элементы, из которых строятся декоративные композиции. Цвет, ритм линий, форма создают впечатления праздника, победы. К декоративному плакату относится лист Е.Малолеткова «Советские вооружённые силы верный страж завоеваний октября» (1948).

Искусство каждой эпохи, каждого народа искало и находило своего героя. Вызванное к жизни революцией, закалённое битвами гражданской войны советское искусство с первых шагов обратилось к образу защитника, солдата, отстаивающего народную власть. Он победил в революционных боях, он пришёл строить новую жизнь. И когда ему была навязана война – вновь стал воином в самой жестокой из всех войн, пережитых человечеством. Он с честью и легендарной стойкостью прошёл через все испытания, прославил свою страну и свой народ перед всем миром. И на всём этом историческом пути советское искусство шло рядом со своим героем, любовно воспевая его. В образе солдата определились черты героя советского времени и героя дня сегодняшнего. 

Мы помним…
Е.Титова, старший научный сотрудник














СМИ о выставке:
Первый Севастопольский: Советские агитационные плакаты "На страже мира"!
Первый Крымский: В Севастополе открылась выставка Советского плаката