четверг, 19 декабря 2013 г.

«Рождественские окна»

Морозная зимняя сказка в соединении с теплом простого быта… традиции украшения и празднования Нового года и Рождества Христова во всем их многообразии раскрыли украинские художники в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

По итогам конкурса в рамках выставки «Рождественские окна» награждаются участники: 
1. Севастопольская детская художественная школа 
2. Севастопольский академический театр танца 
3. Дизайн-студия детский клуб «Маяк» 

Дёмина Лана
Кухарец Александра
Артюшина Татьяна
Маклашкина Мария

Спонсоры конкурса:
ИГ «Севастополь Таврический»
ИГ «Севастопольские мамы»
www.sevmama.org
Издательство «Бизнес-Информ»

(призы можно забрать в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого по адресу: пр. Нахимова, 9, в любой день, кроме вторника с 10 до 17)

****



Ничто так не согревает прохожего зимним вечером, как взгляд на светящиеся теплом домашнего уюта окна. А при взгляде на окна, прихотливо украшенные к Новому году и Рождеству, невольно остановишься, залюбуешься и предвкушение праздника проступает улыбкой... вот почему источником вдохновения для художников в этом году стали именно окна.

Проект Севастопольского художественного музея, посвященный любимым зимним праздникам, проходит в седьмой раз. Выставка объединяет работы современных украинских художников на заданную тему с историческим комплексом, посвященным традициям празднования Рождества Христова и Нового года (елочные украшения и открытки) и произведениями из фондов музея.

Хоть крымчане и не избалованы волшебством снежной сказки, покрывающей узорами стекла и заставляющей искриться все вокруг, они умеют о ней помечтать: так появляются заваленные снегом домики, выбеленные дворы, коты и их хозяева, греющиеся у батарей на подоконниках. Для других окна украшаются воспоминаниями о летнем тепле, их живопись зажигается яркими, сочными красками интерьеров, она буквально засвечена не по-зимнему слепящим светом.

Но есть и те, кто трактует тему иначе. Мы редко задумываемся, что окно является гранью между внутренним, своим «миром» и внешним пространством. Хрупкое и прозрачное, оно не только разграничивает-отделяет, но и соединяет-сообщает наружное, открытое со своим, обособленным. Отдельные авторы представили свои размышления о том, что окна символизируют, о том, в какие пространства они ведут.

Неотъемлемой частью новогодней традиции является елка, украшенная цветными шарами, сияющими гирляндами, блестящей мишурой, конечно же, подарками. А самые заветные подарки спрятаны до поры под пушистой хвойной красавицей. Каждой елочной игрушке присуща уникальность, которая не была потеряна и в советское время, когда было налажено их серийное производство. Подобно тому, как яркие блестящие шары отражают все, что рядом с ними, елочные игрушки стали зеркалом, в котором отразились разные эпохи; даже не смотря на отмену Рождества и Нового года в 1929-м году и возобновление «елочной традиции» новой властью в 1935-ом. Театральные герои начала 20 века, стеклянные бусы купчих; революционные красноармейцы и шары с красной звездой; космонавты времен освоения космоса и герои сказок А.С. Пушкина к 150-летию со дня рождения великого поэта — история страны, хранящаяся большую часть года на антресолях. Блеск елочных игрушек — блеск в глазах детей — блеск Вифлеемской звезды и всех звезд на небе в новогоднюю ночь. Целый сонм древнейших традиций слился в один хоровод: вечнозеленое дерево — это и символ древа жизни, вместе с тем символ культа предков (Дед Мороз предположительно был частью этой традиции). С приходом христианства, ель стала символом вечной жизни и украшалась на Рождество. Сначала в качестве украшений выступали только красные яблоки (в память о прародителях — Адаме и Еве). Затем елки стали украшать свечами (прототип нынешних гирлянд), марципановыми съедобными фигурками, орехами, завернутыми в фольгу, и конфетами в ярких обертках. Потом все это стали заменять стеклянным «муляжом» - яркими шарами самых разных форм работы немецких мастеров. В России елка считалась заморской барской забавой и традицией стала только к концу 19 века. Тогда же начали делать и свои украшения — целые семьи крестьян Круговской волости занимались этим промыслом: отцы выдували форму из стекла, матери раскрашивали, дети собирали игрушки из нескольких частей (например, бусы). После возобновления празднования Нового года на месте кустарных мастерских возникло целое училище в с. Воздвиженское, но во время войны оно было разрушено. Возобновлено в прежнем объеме производство игрушек было лишь в 1950-е годы. Какое-то время елочные украшения делали даже женщины-заключенные лагерей. Но с 1960-х - 1970-х годов началось промышленное производство новогодних игрушек. В наше время они становятся все более безликими, так как отражают в большей степени чужие традиции. В них все больше прослеживается тенденция к упрощению, а новогодняя елка становится элементом дизайна. Одной из задач нашего проекта было напомнить об истории праздника, о необходимости хранить родные традиции как незыблемую часть культуры целой страны, отдельной семьи, каждого человека.

B.C. Данилюк, куратор проекта