В экспозиции, посвященной историческому жанру, легендарным событиям и деятелям, представлены произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные в течение ХVII - нач. ХХ веков известными мастерами Франции, Голландии, Германии, Италии и России.
Великие нации записывают свою
автобиографию в 3-х книгах - в книге слов,
в книге дел и в книге искусства -, но только
последняя заслуживает полного доверия.
Дж.Рёскин
В Севастопольском художественном музее открыта выставка из его фондов, посвященная историческому жанру “Художник. Время. История” и приуроченная ко Дню рождения музея. На ней представлено более 60 произведений живописи, печатной и рукотворной графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из фондов музея, которые были созданы в течение трех веков (ХVII - нач. ХХ веков) знаменитыми и малоизвестными мастерами, представителями разных художественных школ: Франции, Голландии, Германии, Италии и России.
Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства - посвящен историческим событиям и деятелям, социально-значимым явлениям в истории общества. Конечно, музейное собрание не позволяет подробно осветить всю богатейшую историю Европы, наполненную грандиозными, хотя нередко драматичными, событиями. Однако, многие из представленных работ, обладая высокими художественными достоинствами, освещают отдельные значительные события, помогают лучше понять различные эпохи, так как искусство наглядно и более непосредственно отражает общественные идеалы, грезы, сомнения, взлеты, порывы, общее мироощущение, а также дает возможность поразмышлять о предназначении художника.
Выставка “высвечивает” тесные взаимосвязи исторического жанра с другими жанрами, и в первую очередь с батальным, раскрывающим смысл военных событий; бытовым (историко-бытовые изображения); портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции); пейзажем (“исторический пейзаж”).
Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения, что объяснялось интересом к историческим знаниям. В начале ХVI века великий Рафаэль создал знаменитые фрески для Станц в Ватикане по заказу папы Юлия II. В них он рассматривает эпизоды Священного писания как факты общечеловеческой истории, трактует в героическом идеально-обобщенном вневременном плане, предлагая в качестве образца для современности (“Встреча папы Льва I с Аттилой”, “Битва Константина с Максенцием”).
В XVII-XVIII веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нем как о “высоком” жанре, включая религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты.
С именем Ш.Лебрена, директора французской Академии живописи и скульптуры, связано формирование условно-аллегорической многофигурной композиции, в которой монархи предстают в облике античных полководцев. (“Посещение Александром Македонским семьи побежденного Дария”). В эти же годы появляются баталисты - профессионалы, среди которых главенствующее место занимает очень модный живописец, фламандец по происхождению, придворный художник, “историограф” Людовика ХIV А.Ф. ван дер Мейлен. В его большей частью масштабных панорамных полотнах, со скрупулезной точностью изображены военные сюжеты, осада города, королевская охота, королевский Венсеннский замок, который называли “средневековым Версалем”.
Другим известным баталистом был голландец Ф.Вауверман, автор многочисленных военных сцен, посвященных “лагерной” будничной жизни армии.
В это же время становятся популярными небольшие по формату, сочиненные очень динамичные батальные композиции, эффектно изображающие кавалерийские стычки, наполненные яростным ожесточением, а часто героической готовностью к борьбе. Подобные полотна создавали француз Ж.Куртуа, а в следующем XVIII столетии известный живописец итальянец Ф.Казанова, брат знаменитого писателя-авантюриста.
В древнерусской живописи, несмотря на определенный канон и догматизм, можно увидеть “зачатки” исторического жанра (“Архистратиг Михаил грозных сил воевода”, “Николай Чудотворец”, а икона “Казанской Божьей Матери” еще со времен народного ополчения Минина и Пожарского считалась одной из основных воинских святынь).
Большие блоки произведений в экспозиции посвящены Отечественной войне 1812 года и Крымской войне 1853-1856 годов. Причем одни и те же события показаны с разных точек зрения: не только русскими мастерами, но и французскими.
Французская революция конца ХVIII века и последовавшая за ней наполеоновская эпопея очень остро поставили вопрос о роли личности в Истории. Бонапарт сумел подчинить своей воле и своим интересам мощное, во многом стихийное движение масс. Он непоколебимо верил в свое предназначение и внушил эту веру не только каждому солдату, прошедшему с ним “полмира”. Культ Наполеона сохранялся на протяжении всей первой половины ХIХ века, что и демонстрируют работы Ф.Лефевра, К.Штейбена и др.
Внимание русских художников и в первую очередь Ф.П.Толстого было обращено к героизму, подвигам русских людей, русского оружия. Мощный подъем национального самосознания русского общества, после победы над Наполеоном, внес новое содержание в историко-батальные образы. Известные гипсовые медальоны Ф.П.Толстого посвящены славным победам под Красным, Малоярославцем, на Березине... Но художник не эстетизирует военные триумфы как таковые, а в строгой отточенной классической форме превращает их в национально-романтические символы, утверждая главенствующие в историческом жанре идеи гражданского долга и доблести. Через несколько десятилетий, в 1870-е годы, в картине “1812-й год” передвижник И.М.Прянишников, один из представителей демократического направления в искусстве, вслед за поэтом Денисом Давыдовым, расскажет о подвиге народных масс, о партизанском движении.
События Крымской кампании более известны севастопольцам. Их запечатлели в своих работах очевидцы сражений русские художники В.Ф.Тимм, К.Н.Филиппов, автор морских сражений А.П.Боголюбов, француз А.Проте.
Произведения русской официальной академической батальной живописи, основным заказчиком которой была царская фамилия, часто напоминали гигантские театрализованные зрелища. Однако, благодаря деятельности руководителя батального класса Академии художеств Б.П.Виллевальде, в них появилась большая композиционная свобода, точность в передаче конкретного места действия, подробная, иногда даже чрезмерно, разработка деталей (“Бой в Ротентурмском ущелье”). В эти же годы расцветает искусство морской баталии, особенно в творчестве учеников Б.П.Виллевальде - И.К.Айвазовского и А.П.Боголюбова; появилась батально-бытовая живопись (работы П.О.Ковалевского, А.Д.Кившенко, Н.С.Самокиша). Крупнейшим мастером Панорамного батального искусства был Ф.А.Рубо, одна из лучших работ которого посвящена обороне Севастополя 1854-1855 годов.
“Художник-воин”, знаменитый баталист В.В.Верещагин, отразивший в своих полотнах историю современных ему войн, судьбу рядовых участников, в маленькой работе “Сторожевой пост” сдержанно и правдиво рассказал о суровых буднях войны.
В конце ХIХ - начале ХХ века в России возрос интерес к духовной атмосфере своей эпохи, а также к историческому прошлому Руси. В 1898 году выходит роскошное иллюстрированное издание - Исторический очерк Н.Кутепова “Царская охота на Руси. ХVII в. ”, к работе над которым были привлечены популярные художники того времени - Н.С.Самокиш, В.М.Васнецов, С.В.Иванов...
В 1902 году к 200-летию основания Петербурга “Община Св. Евгении” (или “Община сестер милосердия Красного Креста”) стала издавать открытые письма (открытки) с картин художников, входивших в объединение “Мир искусства”. Эти работы были посвящены старому Петербургу, главным образом XVIII века, их называли “художественным отношением к прошлому”. Среди них была романтическая, ретроспективная картина Е.Е.Лансере “Старый Зимний”.
Великолепные работы А.М.Васнецова “Троице-Сергиева лавра” и С.В.Иванова “Торг в стране восточных славян” знакомят с замечательной страницей художественно-издательского дела России начала ХХ века, связанного с именем московского книгоиздателя И.Н.Кнебеля.
В 1908-1913 годах Кнебель - приверженец методики наглядного преподавания - издавал в качестве школьных пособий “Картины русской истории”. Замечательные живописцы создавали произведения, отображавшие наиболее значительные и характерные периоды русской истории, а известный историк С.А.Князьков на каждую писал пояснительные тексты.
Подобная просветительская деятельность заслуживает подражания и выставка “Художник. Время. История” в какой-то мере пытается решить эту задачу. Однако она познавательна не только для учащихся, но, мы надеемся, заинтересует и старшее поколение севастопольцев.
Л.Смирнова, искусствовед