четверг, 19 сентября 2013 г.

«Линия горизонта»

На выставке представлены работы московских фотографов: Михаила Алексеева, Льва Мелихова, Павла Разгуляева, Андрея Рыбакова, Сергея Ткаченко, Ивана Юдинкова и Сергея Ястржембского. У каждого из них своя «Линия горизонта»: события, ориентация в пространстве, композиция, архитектура, путешествия по заморским городам или намоленным местам русского Севера… Единственная мера оценки произведений - талант и неповторимость почерка каждого фотохудожника.

Линия горизонта, как помнится со школьных времен, нечто сугубо условное, недостижимое. Впрочем, термин этот, по убеждению Павла Разгуляева, многозначен: «Все линии, уходящие от зрителя, сходятся в одной точке. Точка расположена в условном месте, называемом «линия горизонта». Горизонт, вообще, понятие очень ёмкое — один «горизонт событий» чего стоит. В принципе, что мешает считать линию горизонта картинной плоскости горизонтом пластических событий?» 

…Таким пластическим событием становится увиденное – а может быть, выстроенное? – пространство. Фиксация многомерного мира – занятие всепоглощающее, и оно предполагает не только наличие зоркого глаза и хорошего вкуса, но и определенного философского настроя. В сущности, фотографию можно трактовать как коммуникативное средство, которое не знает никаких границ и не нуждается в комментариях. Людям ее язык понятен без перевода. В то же время вряд ли кто усомнится, что фотография давно стала той существенной частью изобразительного искусства, где каноны и школы отступают перед индивидуальностью, мирочувствованием взявшего в руки камеру, а ярлыки вроде «реализма» или «модернизма» совершенно неприемлемы. Термины не годятся, единственной мерой оценки остается талант и неповторимость почерка… 

Один из выдающихся мастеров современной фотографии Лев Мелихов убежденно излагает свое творческое кредо. «У меня процентов шестьдесят вертикальных композиций, - говорит маэстро. – Или диагональных. Мой принцип – от земли вверх. Одухотворенные люди мыслят снизу вверх…» 

Мелихов разворачивает широчайшую панораму России – с непроходимыми лесами, могучими полноводными реками, всеми мыслимыми природными феноменами русского Севера, Сибири, Курил и Сахалина. Его интересуют и зимняя Венеция, и впервые увиденная Братислава, и хорошо знакомый Париж, и любимая Москва. Но, заметим, фотограф может найти заинтересовавший его объект где угодно. Ему важно так выстроить кадр, чтобы композиция выражала сложный комплекс переживаний – эстетических, интеллектуальных – с особой смысловой доминантой. 

Андрей Рыбаков показывает вдоль и поперек изъезженные Турцию и Италию так, как не увидишь ни в каком путеводителе. На многих его снимках действительно отчетливо просматривается линия горизонта - при том, что геометрия пространства не обязательно евклидова. «Он начал снимать позже всех моих учеников, - говорит Лев Мелихов. – Пронзительно строг к себе, невероятно предвзят…» 

Сергей Ястржембский тоже принадлежит к славной когорте мелиховских учеников (Мелихов предпочитает именовать их друзьями). Он счастливо нашел себя в фото- и киносъемке. Любимые жанры – городской пейзаж и архитектура. Работы Ястржембского украшают коллекции Московского Дома фотографии, в частных собраниях в России, Бельгии, Италии и Франции. 

Не оставят, уверен, равнодушным зрителя пейзажи и композиции Михаила Алексеева. Он не просто фанатик фотографии, но и теоретик; в будущем году выйдет книга, в которой Алексеев излагает свои творческие принципы относительно фотографии. Михаил Алексеев снимает везде, куда его заносит судьба, - и не только профессиональной камерой, но и телефоном; пейзажи получаются интересные и неординарные… 

Сергей Ткаченко известен не только как фотограф, но и как зодчий. Занятия фотографией, похоже, для него не случайны; Лев Мелихов не напрасно утверждает, что архитектурное образование – единственное, которое может что-то дать фотографу. 

Иван Юдинков представлен на выставке четырьмя пейзажными панорамами. Казалось бы, чего проще: взял камеру с широкоугольником – и снимай все подряд, «изображение истины раскладывая на плоскости», как сказал поэт. Юдинков, однако, не просто пейзажист, а еще и отличный дизайнер с обостренным чувством гармонии, и потому, может быть, сумел так показать нам трагическую мощь Соловков, где красота и величие древней архитектуры, вписанной в пространства русского Севера, не изгладили память о невинно убиенных… 

И еще одно соображение возникает по мере знакомства с представленными работами. Вроде бы у всех профессионалов примерно одна и та же аппаратура, одни и те же технические средства. Но сколь различны результаты! Стало быть, секрет искусства пейзажа не в технике, а той метафизической субстанции, что называется душой… 

Журналист, член Союза писателей России, Юрий Крохин