Многообразие форм и яркость индивидуальности художников абстрактного направления из Крыма, Украины, России и Германии представлены проектом к 10-летию Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма».
«Человеская история, как и история отдельных народов, в такой же степени создана из легенды, как и из реальных фактов, и мы нисколько не преувеличим, утверждая, что легенды являются высшей реальностью»
Франц Гелленс
100 лет назад в поисках сценографического решения для спекталя «Победа над Солнцем» Казимир Малевич наткнулся в поле информации на знак, определивший целую эпоху – так родилась легенда о «Черном квадрате»*. Поэты, музыканты, художники начала ХХ века буквально бредили очищением искусства, сведением его языка и выразительных средств к необходимому и достаточному минимуму, его обновлению и освобождению от шелухи иллюзий. Но если в литературе и музыке частицы заданы по определению (слово, буква, звук), то в изобразительном искусстве подобные формальные поиски оказались не такой уж просто задачей. Цветовое пятно или точка? Живопись или графика? Полученный Малевичем результат ответил даже на те вопросы, которые автор не задавал, - была открыта формула изображения (беспредметная), которая, постоянно меняясь, меняя авторов, является универсальной матрицей.
И сегодня этой «легендой» живут самые разные художники: у каждого свой метод, свой творческий подход к абстрагированию, свой «почерк»; неизменно же то, что в их работах отражается цельное мировоззрение, мысль, не разодранная формулировкой и трактовками.
Биеннале классического абстракционизма на протяжении десяти лет показывает разнообразие и потенциал современных «универсальных матриц». Помимо задачи своеобразной летописи (отслеживания, демонстрирования и анализа как отдельных работ, так и цельной экспозиции), подобные проекты решают вопросы для культуры эксзистенциальные. Из абстрактных произведений на протяжении 10 лет, по воле авторов и помимо нее, складывается картина окружающего мира. В ней, подобно окаменевшей доисторической природе, запечатлена современная ситуация во всех её нюансах (не случайно биеннале создавалась как музейный проект с упором на классический подход). И код для расшифровки один, он хранится в трех государственных музеях: Третьяковской галерее, Русском музее и Эрмитаже, - это «Черный квадрат».
В. Данилюк, искусствовед,
архивариус ТСХИ «Академия абстракционизма»
* Хотя «Черный квадрат» как произведение станковой живописи был написан в 1915 году, сам Малевич считал датой его создания 1913 год (тогда черный квадрат появился в сценографии спектакля «Победа над Солнцем» в качестве знака Звезды нового времени). Именно после своей театральной работы Казимир Северинович начал вынашивать замысел создания целого направления в искусстве.
Если звёзды зажигают…
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Владимир Маяковский. 1914
Значит не зря вот уже десять лет севастопольский профессиональный творческий союз художников и искусствоведов «Академия абстракционизма» ведет активную художественную жизнь, устраивает много выставок, а в этом году проводит уже V Биеннале современного абстрактного искусства «Классический абстракционизм»?
Эти творческие люди, знающие друг друга ни один десяток лет, работающие в разных городах и даже странах, когда-то мечтали объединиться, чтобы жить единой энергией и находиться в струе современного искусства. Для них абстракционизм – это не просто направление в искусстве, это способ жизни, они не могут не творить. Это некое состояние, состояние души, это сама жизнь. Вдохновленные едиными стремлениями, они поддерживают друг друга выставками, их обсуждениями. Для этого и была создана «Академия Абстракционизма», чтобы реализовывать встречные проекты в области теории и практики абстракционизма и авангарда, укрепляя все новые и новые связи с современным искусством.
Интенсивная выставочная деятельность «Академии абстракционизма», биеннале, различные акции, семинары, мастер-классы, симпозиумы все время сопровождаются выпуском каталогов, буклетов, плакатов и освещением мероприятий в средствах массовой информации (в газетах, на радио и телевидении). Все это дает возможность развивать уже действующие проекты, а также создавать ряд новых совместно с другими авторами; расширять сотрудничество с художниками и искусствоведами, занимающимися вопросами современного искусства.
«Академия Абстракционизма» в течение десяти лет выполняет интегрирующую функцию, становится связующим звеном между современными культурами и позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления различных подходов в культурах многих стран мира, а, следовательно, постоянного совершенствования. От этого зависит не только облик современной культуры, ее особенности, отличие от других, но и сохранение ее целостности во времени, поддержание и передача культурных ценностей последующим поколениям. Ведь V Биеннале абстракционизма – это продолжение, продолжение традиции, а это значит постоянное обновление…
Ведь, если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Горбунова Ксения, кандидат искусствоведения,
член «Ассоциации искусствоведов», вице-председатель ТСХИ «Академия абстракционизма»