четверг, 31 января 2013 г.

"Двенадцать месяцев"

Январь, февраль, март… – каждый месяц, представленный на картинах Игоря Шипилина, имеет свой характер и своё очарование. Пейзажи художника – размышления об изменчивости мира, о вечном движении и вечном обновлении природы.

Встреча с картинами Игоря Шипилина - как встреча с давно знакомыми старыми друзьями: с ними можно вспомнить о былом и узнать что-то новое, с ними интересно спорить и удобно молчать. Каждое живописное полотно – откровение, исповедь небезразличного к жизни и к людям человека. 

Выставка «Двенадцать месяцев» тематическая и представляет 18пейзажей, написанных художником за последние несколько лет. Здесь автор выступает в роли корреспондента, а его полотна – своеобразный отчёт о каждом прожитом месяце. Но это не сухие сведения о конкретных днях, а небольшие «новеллы» со сложным, красивым двойным названием: «12 ноября. Ветка хурмы», «21 января. Соколиное»… «Зачином» экспозиции являются 4 картины, которые дают традиционное устоявшееся представление о временах года: «Зима. К вечеру выпал снег», «Весна. Алыча цветёт нежно», «Лето. К полудню красивые блики на воде», «Осень. Жёлтые листья падают тихо». 

Пейзажи художника – это размышления об изменчивости мира и о «постоянстве» этих изменений. Природа живёт по своим законам, и, чтобы не случилось, придёт зима, зазеленеет весна, наступит лето и позолотит листья осень. Вечное движение и вечное обновление природы – воплощение мирового закона и вдохновение для художника.Особенно трогательны и уязвимы в своей мимолётности переходные периоды времён года и суток. На картине «Март. Симеиз. Дача «Чайка»» - ещё топится печка, и дым из трубы «стелется» серым прозрачным шлейфом; вдалеке туман размывает границы между морем и небом, а это уже март - ещё холодный, неуютный, но такой желанный… Художник «сочиняет» таинственные, волшебные сумерки – «магию» уходящего дня в работе «Майские сумерки. Сирень».Вечер,море, заснеженная, безлюдная узкая улочка, «нахохлившиеся» дома;освещённое окно, горячим оранжевым акцентом выделяется на сером фоне, и, независимый от людей и от погоды, чёрный кот идет по своим «кошачьим делам» («Зима.К вечеру выпал снег»)… 

Картины художника способны вызывать у нас различные ощущения;и, кажется, чувствуется терпкий запах полыни в знойный день, слышится стрекот цикад («Июль.Старая лодка»), шелест листьев, шёпот пенистых волн, набегающих на каменистый пляж. В его работах присутствует романтика южного приморского города, в котором он родился, признание в любви Аполлоновке,очарованность горным Крымом, восхищённость бескрайним морем, «бездонным» небом и… георгинами в палисаднике… Чаще художник пишет конкретный вид, а иногда он сочиняет образ полюбившегося места. 

Вы думаете о времени, глядя на картины Игоря Шипилина? А я нет! Может эта история о моих родителях, а может и обо мне. Его волнует время лишь только для того, чтобы успеть застать утренние пробуждающие лучи, или полуденные знойные, отбрасывающие долгожданные спасительные тени от домов, деревьев, или вечерние опьяняющие, оранжево-розовые, настраивающие на романтический лад. Художник пытается «оттянуть» световой день, чтобы успеть «не остыть» и закончить то, о чём хотел сказать. Природа прекрасна всегда: умывается ли тёплым летним дождём, покрывается мокрым снегом или прячется за белым туманом. У Шипилина она неотделима от человека, но это не противопоставление, а гармоничное их соединение. 

Прекрасный колорист и рисовальщик, он верно расставляет акценты иногда цветом, иногда линией, а иногда и фактурным мазком, в нужном и правильном месте. Этипятна и линии создают определённый ритм, играющий большое значение в построении композиции. Разнообразие цветовых оттенков и нюансов обогащают колорит; силуэты построек, предметов, людей зачастую не имеют чётких границ и, словно, растворяются в пространстве. Ветвии кронырастрёпанных деревьев растекаются по холсту, составляя своеобразный декоративный орнамент. 

Невозможно, да и неблагодарное это дело, пересказывать содержание картин художника. Каждый для себя может открыть в них что-то своё. Для меня они музыкальны и поэтичны; в них есть и философские размышления о мире в большом и малом, и естественная жизнь природы во всём её многообразии. А послевкусием от общения с картинами является чувство лёгкой меланхолии и грусти. 

Неисправимый романтик - Игорь Шипилин... 
Е. Титова, куратор выставки


Шипилин Игорь Николаевич

1961, 15 октября – родился в Севастополе
1977 – окончил Севастопольскую детскую художественную школу
1990 – 1991 – вольнослушатель в Институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина на факультете графики в мастерской А.Пахомова
1999 – окончил Московскую государственную академию печати, педагоги – Н.Гончарова, В.Зайцев
1983 – 1994 – член творческого объединения «Рабочая палитра»
С 1989 – участник городских, областных, республиканских, всесоюзных, международных выставок
1994 – член Национального Союза художников Украины
2001 – организатор «Лиги акварелистов Крыма»
2007 – 2009 – председатель Севастопольской городской организации Национального Союза художников Украины
С 2007 – руководитель ежегодных Всеукраинских Севастопольских пленэров
2008 – лауреат премии АРК
С 2009 – заместитель председателя по творчеству Севастопольской городской организации Национального Союза художников Украины

Произведения хранятся в музеях и частных собраниях Украины, ближнего и дальнего зарубежья.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

1991, 1996, 2001, 2006, 2011 Севастопольский художественный музей им. М.П.Крошицкого
1996 Деловой и культурный центр (Севастополь)
2001 галерея «Арта» (Севастополь)
2002, 2004, 2006, 2009, 2011 галерея «Les Oreades» (Москва)
2002 отель «Марко Поло Пресня» (Москва)
2002, 2004, 2011 Центральный Дом художника на Крымском валу (Москва)
2005 выставочный зал Союза художников Крыма (Симферополь)
2007 галерея «Petley Fine Art Gallery» (Лондон)
2007, 2010 выставочный зал Академии наук (Симферополь)
2007 выставочный зал Союза художников Крыма (Симферополь)
2008 выставочный зал Союза художников (Киев)
2010 выставочный зал Севастопольской городской организации НСХУ
2010, 2012 Севастопольский филиал Саратовского университета, учебный центр «Виртуальный филиал. Русский музей»
2010 выставочный зал Союза художников (Санкт-Петербург)
2011 выставочный зал Крымской организации НСХУ (Симферополь) (совместно с Е.Молчановой-Дудченко и С.Никитиным)
2011 Крымский научный центр (Симферополь) (совместно с Е.Молчановой-Дудченко и С.Никитиным)