понедельник, 15 октября 2012 г.

«Искусство рядом»

Праздничная «ярмарка» произведений народных мастеров России и Украины. Яркие, красочные, нарядные они дают представление о народных традициях, вовлекают в сказочный мир образов, в котором прошлое смыкается с настоящим, а самобытность и индивидуальность каждого промысла делает предметы легко узнаваемыми.

На выставке «Искусство рядом» представлены произведения народных художественных промыслов России и Украины из фондов музея. Яркие, красочные, нарядные, праздничные они дают представление о народных традициях, вовлекают в сказочный мир образов, в котором прошлое смыкается с настоящим, а самобытность и индивидуальность каждого промысла делает предметы легко узнаваемыми. 

Лучшими народными мастерами были в основном выходцы из крестьянской и ремесленной городской (посадской) среды. Занимаясь изготовлением повседневных и праздничных предметов: ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, гончарством, они донесли до нас через века наследие наших предков. 

С давних времен самым распространенным материалом на Руси является дерево. Удивительные природные качества – прочность и податливость в обработке топором и ножом, красивая, естественная текстура и способность принимать любую окраску всегда привлекали к нему. Кроме жилых и хозяйственных построек, мебели, орудий труда из дерева испокон веков делали посуду и детские игрушки. 

Центральное место в экспозиции занимают произведения, выполненные мастерами из старинного села Хохлома Нижегородской губернии. Именно здесь на рубеже 17 - 18 веков родилось искусство точеной и резной деревянной посуды с оригинальной техникой окраски «под золото». Легкие, ажурные, кружевные, золотые, красные и черные узоры, напоминающие сочные ягоды рябины, диковинные, изящные травы и сейчас украшают домашнюю утварь. 

Другой знаменитый центр резьбы и росписи по дереву – древний волжский город Городец. Он получил развитие во второй половине 19 века, прославившись изготовлением и росписью прялок, мебели, настенных панно и посуды. В произведениях городецких мастеров можно встретить изображение коней, петухов, сюжетные сцены на тему городского быта, с плоскостно написанными фигурками франтов, модниц, купцов, а популярный цветочный орнамент напоминает соцветия шиповника или купавки. Характерные городецкие мотивы можно увидеть на работах заслуженного художника России Л.Ф. Беспаловой. 

Кто не знает русскую матрёшку? Появившись на свет, матрёшка поразила современников совершенством образа, выразительностью его жизнеутверждающего национального характера, что со временем сделало ее не столько игрушкой, сколько памятным знаком, символом России. 

Родословная матрёшки ведет свое начало с конца 19 века. Ее создателями считаются художник С.В. Малютин и токарь В.П. Звёздочкин, а название кукла получила, скорее всего, от широко распространенного русского имени Матрёна. Самой известной из русских красавиц стала семёновская матрёшка (город Семёнов). На выставке представлена 12-местная матрёшка А.Е. Логиновой в платочке с ярким румянцем на щеках и с характерным крупным цветком на сарафане. 

Недалеко от Сергиева Посада сохранился до наших дней старинный художественный промысел по обработке дерева – богородская резьба (село Богородское Московской губернии). Зоркая наблюдательность, богатая фантазия, юмор характерны для мастеров, которые занимались изготовлением деревянной игрушки и мелкой декоративной скульптуры. А богородский мишка, которого можно увидеть на выставке, самый любимый персонаж народных резчиков по дереву. 

Украинская декоративная роспись представлена в экспозиции знаменитой петриковкой, которая возникла на Днепропетровщине более двух веков назад. Искусные «малювальщицы» расписывали хаты, деревянную посуду, сундуки-«скрыни» растительным орнаментом, сюжетными сценами, образами птиц. Петриковские произведения – отклик мастеров на редкую по богатству и щедрости природу родного края. 

Популярны в народе изделия из керамики. Глина была повсеместно распространена и очень легка в обработке. Ранее других существует лепная керамика, игрушки, глиняная посуда, утварь. 

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой любовью пользуется дымковская (слобода Дымково близ Сергиева Посада). Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, раскрашенная по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными в дымковской игрушке являются всадники, женские фигуры, петухи, кони, бараны. 

Щедрая рязанская земля стала родиной давно сложившегося в городе Скопине производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек, а с середины 19 века – декоративной скульптуры, сосудов, изображающих птиц, медведей, фантастических существ, которые пришли к нам из русских народных сказок и легенд. 

Основными центрами украинского гончарного производства является село Опошня на Полтавщине и село Косово Ивано-Франковской области. Предметы утилитарного назначения - декоративные вазы, глечики, миски, скульптурные сосуды являются украшением нашей выставки. 

Таинственные, с детства знакомые лаковые живописные шкатулки, в которых хранились украшения и секреты наших бабушек и мам, представлены произведениями мастеров из сел Мстёра и Федоскино. С большой непосредственностью изображают художники на шкатулках жизнь русской деревни, обращаются к образам героев русских сказок, песен, былин. 

К семейству «русских лаков» принадлежат жостовские подносы, производство которых начинается в начале 19 века. Старинное село Жостово находится недалеко от Москвы. Первые подносы, на которые перенесли технологию обработки лаковых шкатулок, были из папье-маше, а затем из железа. Подносы с яркими букетами цветов на блестящем фоне давно завоевали признание и любовь. 

Можно ли представить себе русскую барыню без цветастого шерстяного платка или шали? В конце 18 века в старинном русском городе Павловский Посад начали, существующее и по сей день, производство сначала шелковых, а потом и шерстяных платков с красочным набивным рисунком. 

К древним видам народного искусства относится ручное ткачество и вышивка. Дополнена экспозиция русскими и украинскими праздничными костюмами, созданными севастопольской художницей Ольгой Николаевной Чистяковой. 
Е.П. Титова