среда, 21 марта 2012 г.

"Дыхание юга". Вячеслав Апет

Интеллектуальная живопись неординарной творческой личности днепропетровского художника В.П.Апета – широко известна в Украине. В экспозиции выставки представлено 33 «живописно-поэтических» произведения мастера, посвященных крымским впечатлениям разных лет, а также натюрморты и портреты.

Вячеслав Апет, несомненно, относится как художник и личность к поколению украинских мастеров изобразительного искусства конца ХХ - начала ХХI веков, творческая активность которого определяется как свободная фигуративность. Именно эта дефиниция, выявляя внутренний нерв данного направления, целиком соизмерима с природой творческих поисков В.Апета. И вместе с тем в его искусстве мы не найдем ничего подчеркнуто эпатажного, необычного, деструктивного. Оно индивидуально и вместе с тем многогранно.



Разрушая привычные понятия жанров и пластической лексики, его искусство вращается в среде тех художественных направлений, которые выразили всю спорность творческих усилий рубежа столетий, поиски нехоженых путей и новой пластической сущности. Универсальность этой сущности, её сверхличностные ценности не стали препятствием для художника в стремлении отстоять свою творческую независимость.



Его интеллектуальная живопись без видимых усилий воздействует на эмоциональное восприятие зрителя, раскрывает перед ним своеобразную чувственную природу умственного искусства. В этом весь Апет, образ которого удивительно совпадает с его творчеством, которое не препятствует монолитности восприятия личности - художника умного, в чем-то прагматичного и вдумчивого. Зрелость мировосприятия, присущая как «раннему», так и «сегодняшнему» Апету, всегда отличала его искусство серьезностью замысла и завидной гармонией формы и содержания. Поэтому живописные композиции художника выделяются не только пластической завершенностью, почти скульптурной наполненностью формы («Сооружения южного берега», 2008; «Улитки», 2012; «Берег под солнцем», 2005), но и изысканностью визуальной многозначности. Они требуют от нас широты ассоциативного мышления и серьезного эмоционального напряжения.



Художник погружает зрителя в мир южной природы – это море, скалы, долины, и здесь он всегда находит свою очень точную цветовую интонацию. Одни только скалы, повторяющиеся в нескольких работах, созданы мастером при разном освещении, которое подчеркивает и раскрывает красоту пластики каменной массы: будь-то отблески солнца («Скалы», 2007), ноктюрны с нюансами ночного освещения («Разноцветные скалы», 2008 и «Синие скалы», 2008) или поднимающийся рассвет в «Утреннем мерцании», 2009. 


У В. Апета есть четыре мотива, которые особенно способствуют пониманию сути его искусства. Мотивы эти сакральны и для мировой, и для украинской художественной культуры во все времена: мир вещей, окружающих творческую личность, глубина человеческого характера, пластические метаморфозы пейзажного жанра и женщина, как олицетворение телесной и духовной красоты. 


Тихая жизнь вещей… Сколько интересного она может поведать о художнике. Это его заповедный мир, который раскрывается в натюрмортах Апета как некое вневременное пространство, далекое от бытовой банальности. Набор вещей всегда прост и ограничен: один-два предмета быта, несколько бутылок, считанное число плодов или неприхотливый букет, в основном, сухих цветов, где в аскетически строгом мотиве присутствует четкая графика рисунка и монохромный колорит («Полевые цветы», 2001). В других натюрмортах он использует сложную живописную многослойную технику с чередованием гладкой и шероховатой фактуры и звучного контрастного тонального цвета («Натюрморт с бусами», 2006). 


Подобные стилистические и пластические приемы отличают и портретную живопись Апета. Он умеет выбрать позу, жест, выражение лица, позволяющие выявить своеобразную гармонию внешнего и духовного в своих моделях, их интеллектуальность и одновременно поэтическую безмятежность («Гостья», 1998). Его образы-вчуствования дают возможность зрителю ощутить целостность натуры и самого автора, который не терпит суетности ни в жизни, ни в искусстве. Апет относится к числу тех художников, которые предпочитают работать не спеша, серьезно и сосредоточенно. 


Как художник современно мыслящий Вячеслав Апет не мог обойти своим вниманием мотив поистине всеобщий для мирового искусства – образ женщины с точки зрения категории прекрасного. Однако, для него представление о красоте явно двойственное, подчас парадоксальное. Его Евы – олицетворение вечной женственности («Портрет под солнцем», 1996) и женской «силы» («Женщина среди облаков», 1995). 


Однако, едва ли Апет пишет своих женщин с натуры. Это скорее фантазии художника на тему вечной женственности. Поэтому тщательно разрабатывая композиционный и колористический строй полотна, он не уделяет особого внимания проработке индивидуальных черточек лица и фигуры модели. Для него женщина - вечный кладезь поэтического вдохновения, и постоянный поиск равновесия между присущим славянам целомудрием в отношении женской наготы, и ее пониманием современным, общеевропейским. Поэтому запоминаются эти произведения сразу и надолго, заставляя вновь и вновь переживать непредсказуемость женской природы. 


Автопортретны по стилистике и пейзажи художника. Четко срежиссированные по композиции и цветовому решению, эти работы привлекают изысканностью визуальной ассоциативности, рассчитанной на широту зрительских представлений и чувствований («Арка. В степи», 2002). Здесь не столько конкретика мотива, сколько авторские ощущения и размышления о бесконечности метаморфозных состояний природы. 


Свои пейзажи В. Апет пишет без открытого пафоса. В них есть что-то от образной вневременности и вместе с тем это личное, почти интимное восприятие художником окружающего мира, который в картинах природы способен увидеть широкий спектр человеческих дум и душевных переживаний («Утренние отзвуки», 2007; «Тайны юга», 2008). 


В последних работах Апета особенно заметны сдвиги в сторону композиционной выверенности, утонченности колористического решения, ритмической упорядоченности. И хотя почерк живописца неизменно узнаваем, он обретает более откровенные черты пластической гармонии. Пришла зрелость, и не только как данность возраста, как обретение мастерства, а как художническая свобода и творческая ответственность. 


Все это заставляет воспринимать Вячеслава Апета как неординарную творческую личность, искусство которой находится в непрерывном поступательном развитии. 

Людмила Тверская – зам. директора по научной работе Днепропетровского художественного музея, искусствовед


Апет Вячеслав Петрович

1962 – родился в г. Днепропетровске 
1983 – окончил Днепропетровское государственное художественное училище им. Е.Вучетича (преподаватели: Чернета Г.А., Антонюк Л.А., Шпиганович В.М.) 
1988 – участник международных, республиканских и региональных выставок 
1992 – член Национального союза художников Украины 

Участник более 80 выставок в Днепропетровске, Запорожье, Киеве, Львове, Мариуполе, Днепродзержинске, Харькове, Ялте, Нью-Йорке, Токио, Мацумото, Окинаве, Саппоро и др.


Персональные выставки 

1996 – «Чуть заметная улыбка в сумерках», галерея «Даис», г. Харьков 
1999 – персональная выставка, Французский информационно-методический центр, г. Днепропетровск 
2001 – «Утоление вечерней жажды», Днепропетровский художественный музей 
2002 – персональная выставка, «Альянс Франсез», г. Днепропетровск 
2002 – «Между небом и землей», Днепропетровский художественный музей 
2003 – «Аромат лунного света», выставочный зал ДОНСХ Украины 
2005 – «Бесконечные путешествия отовсюду», галерея «City-Art» 
2008 – персональная выставка в Центре эстетического развития Днепропетровского национального горного университета 
2008 – персональная выставка в художественной галерее Академии таможенного управления 
2011 – «Белый мост», Музей истории г. Днепродзержинска