четверг, 3 ноября 2011 г.

Лоскутное шитье Наталии Грищенко


Яркий, уютный мир текстильных изделий создан «волшебными» руками заслуженного работника культуры АРК Натальи Грищенко. В экспозиции представлены разнообразные техники: аппликация, квилт, вышивка и пэчворк. Все произведения оригинальны по композиции и сложны по цвету. Особенную радость доставят куклы Тильды. Эти игрушки не оставят никого равнодушными – смешные и даже нелепые, домашние и необычные, – они покоряют с первого взгляда.

Наталья Фёдоровна Грищенко

26 октября 1946 родилась в Симферополе

С 1968 – работала в реставрационных мастерских при Областном государственном архиве

1972-1985 – художник-оформитель в Крымском краеведческом музее

1985-2006 – художник-реставратор в Симферопольском художественном музее

2006 – заслуженный работник культуры АРК

В Севастопольском художественном музее открылась вторая персональная выставка Наталии Фёдоровны Грищенко, художника-реставратора, заслуженного работника культуры АРК. Её творчество – яркий, «волшебный» мир текстильных изделий. Панно, коврики, картины, созданные руками художницы, завораживают, делают уютными даже музейный зал, что уж говорить о квартирах. Поэтому их так охотно приобретают коллекционеры из России, США, Австралии, Великобритании, Италии, Франции и других стран.

«Появлению каждой представленной на выставке работы предшествует долгая подготовка: разработка макета, перенесение его на бумагу, подбор необходимого материала и затем уже – воплощение замысла» – поясняет мастерица. Но, несмотря на столь трудоёмкий процесс, экспозиция поражает разнообразием техник: аппликация, квилт, вышивка и «пэчворк», которым Наталья Фёдоровна увлечённо занимается уже несколько лет.

Само слово «пэчворк» английское и переводится именно как лоскутная работа. Его техника, как многие народные ремёсла и промыслы, выросла из простой и насущной потребности обновить одежду, поставить заплату на локте, удлинить юбку или рубаху. Как самостоятельный вид декоративного искусства лоскутная техника начала развиваться в Англии лишь в первой половине XVIII века. Этому предшествовало появление в королевстве индийских хлопчатобумажных тканей разнообразных расцветок и узоров. Иметь в доме стёганое одеяло индийского производства, декорированное вышивкой или набивными узорами, стало считаться признаком достатка. Однако, в 1721 году правительство Англии издало указ о сохранении и развитии шерстяных и шёлковых мануфактур, запрещающий продавать индийский ситец и изделия из него. Вот тогда-то экономные хозяйки додумались использовать кусочки дорогостоящей ткани для аппликации. Яркие элементы узора нашивали на шерстяные или льняные полотна по принципу мозаики.

Вместе с переселенцами «пэчворк» попал в Америку. Затем нашёл своих поклонников и в России. С тех пор во всех русских деревнях шили стёганые лоскутные одеяла. Ныне техника «пэчворка» переживает небывалый подъём в странах Европы, Америки, Азии. Организуются клубы, выставки, экспозиции в народных музеях. Проходят даже «лоскутные» фестивали. И хотя некоторые экземпляры «бабушкиных» творений остаются непревзойдёнными – половики, одежда, куклы, - появляются всё новые жанры: лоскутные панно, картины, которые доминируют в творчестве Наталии Грищенко.

Однако, автор не сразу обратилась к технике «пэчворк». Изначально заниматься рукоделием её научила родная бабушка. Художница до сих пор с теплотой вспоминает её лоскутные коврики, особенно «Алёнушка на сером волке», - подарок в день рождения. Но сама фантазировать с фрагментами тканей Наталья Фёдоровна начала уже в зрелом возрасте. Однажды в музей, где она работала, принесли ветошь - протирать витрины. У неё сразу защемило сердце: как же такую красоту пустить в разнос? Никому ничего не сказав, унесла домой. А через пару недель все сотрудники музея получили невообразимой красоты одеяла, с неповторимым рисунком, оригинальным цветовым решением.

«С тех пор пошло-поехало», - рассказывает Наталья Фёдоровна. «Когда что-то придумываю, настроение поднимается. Хочу, чтобы у всех было так. Пусть любая грусть заканчивается светлой радостью, улыбкой. Ведь оптимизм – главное в жизни».

Каждая новая выставка художницы не похожа на предыдущую. Изделия не повторяются (говорят чудеса надо делать своими руками). У автора это хорошо получается. «Архитектура времени», «Свеча горела», «Бахчисарайский фонтан», «Цветы из космоса», «Фантазия стыка», «Коллекция бабочек» - фантазия и поиск, глубина и философия, искренность и вместе с тем какая-то недосягаемая тайна. Особую теплоту изделиям придают их явная рукотворность, ритм узоров и жизнерадостная фольклорная образность.

Искреннюю радость доставят куклы Тильды, которые десять лет назад стали брендом популярным во всём мире. Эти игрушки не могут оставить никого равнодушными – смешные и даже нелепые, домашние и необычные, - они покоряют с первого взгляда. Каждая игрушка, словно «живая», согрета теплом рук мастера. Они служат не только элементами интерьера, но и хранителями домашнего очага, поэтому их с удовольствиям дарят друзьям и родственникам.

В зале царит атмосфера праздника. Ведь работы дают возможность увидеть, как из простого мотива возникают сложные по цвету и оригинальные по композиции произведения, радующие глаз и подстёгивающие желание самому взяться за иголку с ниткой и попробовать свои силы.

Экспозиция не оставит безразличными посетителей и поможет вновь ощутить мгновения счастья, пережитые в далёком детстве.