среда, 14 сентября 2011 г.

"Ифигения"

Галерея «Зайдель» (Кёльн, Германия) представляет проект, посвященный древнегреческому мифу об Ифигении. Два немецких художника, Т. Строганова и Ю. Умлауфф, в рамках современного искусства представляют свои интерпретации знаменитой трагедии Еврипида.

Татьяна Строганова

Родилась и работала до 1991г. в Москве.

с 1991г. живет и работает в Германии, г. Вупперталь.
с 1991г. член союза художников „Юнеско“.
с 1995г. член союза немецких художников.

Участник многочисленных конкурсов Германии, инициатор и куратор Фестиваля
„Русская осень“ (2003-2005)  и „Русская зима“ (2006) в г. Вуппертале, Германия.

Участник многочисленных персональных и групповых выставок в Германии, Голландии, Финляндии, Украине и России.

Занимается графикой, живописью, фотографией.

Произведения находятся в частных коллекциях и в собрании художественного музея г. Вупперталя, Гермaния.

"Тема трагической судьбы Ифигении волновала меня давно.
Особый толчок к пониманию ее образа произошел на спектакле всемирно известного хореографа Пины Бауш в ее родном Вуппертале. Первая в истории танца, Пина Бауш создала хореографию для оперы  Глюка «Ифигения в Тавриде» в 1974 г Танцоры в спектакле не иллюстрируют сюжет, а выражают скрытый эмоциональный смысл происходящего. Певцы, исполняющие арии, находятся на балконе рядом с публикой. Особой пластикой на сцене звучат  - любовь, предательство, ответственность за свои поступки, гордость и скрытая чувственность, готовая взорваться бурей.
Очарование любимого Крыма всегда было частью моего восприятия античных мифов.
Мне очень захотелось сочетать эмоциональную магию танца Пины Бауш с завораживающей силой Крымских гор и Черного моря.
Что из этого получилось, судить Вам…"

Юрген Умлауфф

Немецкий искусствовед Ральф Кулшевский пишет о Юргене Умлауффе как о художнике и экспериментаторе цвета, о феноменологическом исследовании предпочитаемых им цветов: голубого и желтого. О попытке дополнить восприятие зрителя образом видимой ауры, физически не написанной и не существующей.
Его искусство находится в постоянном  движении «интерации» (сближения посредством повторения) на грани между видением и восприятием.

Ифигения и Артемида
Видео-перформанс «Ифигения» создан в декабре 2010 года. Черно-белые сцены сняты на фоне зимнего пейзажа юга Германии, на Рейне. 20-минутный фильм показывает человека в маске, одетого в черное, который делает решеткой повторяющиеся движения, но делает их не монотонно.
Фильм с образом Артемиды был снят в Азии, на озере Байкал. Это интервью с одной из местных жительниц, которая изливает душу, рассказывая о любви местных жителей к этому региону, об их духовных связях со «священным» Байкалом. В 2008 году автор использовал это интервью для фильма «Зеркало Рублева». За его основу взята «Святая Троица» Андрея Рублева.
Артемида также часто предстает в троичном изображении – поэтому решено было взять этот материал. Женщина, изображающая ее в фильме, родилась на Байкале, но она европейского происхождения. Так она, подобно Артемиде, объединяет в себе эти два региона – Европу и Азию.
В фильме Артемида изображается в период расцвета культа в Эфесе (нынешняя Турция).
Ритмичные жестикуляции женщины похожи на азиатские повторяющиеся ритмы. Если бы она предстала перед начинающим греческим монахом; учеником, то ему, как и зрителю, необходимо было бы облечь ее жестикуляции смыслом, разгадать их потаенное значение: «Сначала было слово».

К 4-м картинам и 4-м сеткам-принтам
Ифигения изображена словно бы захваченной в сети. Вначале это не очевидно, абстрактно. Затем появляется цвет, соответствующий заданной структуре решетки, но точно ее не повторяющий. Так выполняется независимая задача, тем самым выполняется предназначение жертвы.

Другие фрагментарные мысли на эту тему
Многие писатели, художники пытались разъяснить пьесы Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». Среди них Иоганн Вольфганг фон Гете, который и по сей день не утратил актуальности. Он интерпретировал трагедию Ифигении согласно морали своего времени.
Йозеф Бойс в 1969 году показал Ифигению в live-performance во Франкфурте. Миф и драма Ифигении в его работе послужила доказательством свободы человека, креативности индивидуальности. Совсем в юном возрасте Ифигения решила принести себя в жертву во имя народа и отечества, для победы на войне против троян. Только после принятия ею своїй судьбы корабли армии ее отца смогли взять курс на Трою. Ифигения взяла на себя роль жертвы. Однако Артемида не приводит в исполнение свое изначальное желание умертвить Ифигению. Вдали от Авлиды она дает ей пост жрицы в своем храме, в сегодняшнем Крыму, в Украине. Вопрос заключается в следующем – является ли Ифигения жертвой?

Содержание, размышление, интерпретация
Ифигения берет на себя роль жертвы государственной интриги. Позднее же требуемую смерть на жертвенном алтаре богиня Артемида заменила, назначив Ифигению жрицей в своем храме в Крыму. Роль жрицы Ифигения выполняла до появления своего брата Ореста в Тавриде. Затем культ Артемиды был перенесен в Антику, где Ифигения в дальнейшем так и осталась жрицей.
Образ Ифигении представляет собой процесс духовного абстрагирования, происходящий внутри человека.
Навязанные людям отвлеченные, абстрактные установки из политики, естествознания, внутренне осмысляются через искусство. Еврипид как всегда соответствует духу времени и его Ифигения дает новый культурный импульс.
Образ Артемиды олицетворяет  сознательность и духовные процессы. Слишком упорядоченные структуры эволюционных процессов осознаны народом благодаря этому образу.
Можно интерпретировать, что Ифигения и Артемида – одна и та же персона. Зачастую они изображаются в тройном образе. Кто не задумается в этом случае о душе, теле и духе? Или о Святой Троице в христианстве?
Возрастная психология считает невозможным, чтобы столь юная девочка уже понимала в государственных   делах, политических интригах, отношениях между богами и людьми. Информация, как мы бы вели себя в подобной ситуации, не доступна. С другой стороны историягласит, что Ифигения ни в коем случае не была инструментом в руках своего отца, Агамемнона. Она самостоятельно решила собой пожертвовать.
Поэтому у Ифигении должна была существовать другая причина для подобного решения. Она была достаточно умна, чтобы понять смысл самопожертвования, а также что такое жертва.  Становится понятным, почему Артемида не позволяет убить Ифигению, не кладя ее на жертвенный алтарь, а назначает ее жрицей. Артемида увидела в ней особые способности «жертвы» и поэтому живая Ифигения была намного важнее, чем мертвая. Рождена ли была Ифигения жрицей? Кто иначе смог бы понять смысл «Жертвы», как ни жрица. Жертву Ифигении не следует рассматривать как абстрактную связь с человеческой, социально-политической жизнью. Но чтобы найти смысл, через пожертвование эти не вычитываемый, абстрактные связи политической оптации предстают неотъемлемой частью чувственного опыта, через него же их и пытается понять Ифигения. Это свидетельствует о невероятной для ее возраста проницательности и мудрости. Здесь можно найти точки пересечения между жрицей и художником. Ифигения в свои годы не имела опыта проведения ритуалов, это свойственно уже зрелым жрицам.
В этом ритуале она должна создать образ уподобляющего действия, интеллектуально ею еще не понятого взаимодействия между богами и людьми. Для этого ей потребовался большой творческий потенциал, способность к экспериментированию и  изобретательности.
Если говорить о символах, то решетка в видеофильме представляет собой абстракцию или то, что нами еще не осознано, но уже существует, порождает страхи, рождает загадки и так далее. Как во времена Еврипида, так и сейчас существует много не понятного, с которым мы сталкиваемся, но не знаем, как на него реагировать (например, катастрофа в Чернобыле, Фукусиме).
Искусство и культура в значительной степени потеряли свою роль, как источники творческих импульсов,  стали служить эгоманам в области экономики. Большинство любителей искусства думают, что «искусство пришло от слова уметь». Духовное содержание в нем сегодня в основном отсутствует. Успех измеряется деньгами,  влияния людьми, людьми власти.
Невинная девушка Ифигения или, лучше ее душа, не испугавшаяся этих могущественных, чужих и чуждый мнимых интриг, представляет больший интерес, чем раньше. Поначалу она использует «неуклюжий танец». Пробуя, экспериментируя, она мучается, но терпеливо снова и снова повторяет: может быть, в следующий раз удастся лучше одушевить абстракцию? Ввести ее в реальную жизнь? Переделать этот ставший нереальным мир?
Возможно, Евприпид с его Ифигенией пытается дать нам сегодняшним совет: нам нужен новый культурный импульс, духовный источник.

Другой аспект, скрытый в трагедии Еврипида
Артемида с ее мнимой пространственной компетентностью. Миф об Ифигении, греческая культура, жизнь троян, персов «разыгрывается» на границе  между Европой и Азией. Граница эта, как и сейчас, проходит между Турцией (Малой Азией), государствами на Каспийском и Черном морях, между современной Украиной, Россией и т.д. Культ  Артемиды исходит из Эфеса, с западного побережья современной Турции, как и сейчас там можно провести условную грань между Европой и Азией. Ифигения служит этому культу опять же в Европейско-азиатском пограничном регионе – в Крыму.
Здесь и начинается связь между прошлым и настоящим временем. Уже тогда существовал своего рода всеобъемлющий «глобализм», попытка встречи и ассимиляции противоположных культур при различных обстоятельствах. Как и прежде, мы все еще говорим о различных культурах: азиатской и европейской. Как и тогда, сейчас существуют точки соприкосновения и может быть сильнее, чем когда-либо, мир сдвигается навстречу. Во времена Артемиды существовали таинственные места, как всемирно известный Эфес. Такие «точки схода» существуют до сих пор. Не является ли одной из них Крым?

«Греция и Украина являются воротами в Европу»
Уже понятно, насколько многогранна эта тема. Хотелось бы себя остановить: написанный текст не претендует на научную работу, он должен выявить забытые в период железного занавеса материалы, о которых было умолчено.
Культ Артемиды был своеобразным мостом между Европой и Азией. Артемида служила связью  народам Азии и Европы. Культурный импульс очевиден. Более того, когда он в 356 году до н.э. культ был уничтожен, легенда гласит, что произошло это из-за отсутствия самой Артемиды в своем храме. Артемида находилась в месте рождения Александра Великого. Поэтому храм был разрушен, а культ пришел в упадок.  
Древний культ Артемиды как посредник между Азией и Европой хотел возродить Александр Великий, завоевывая Персию и Индию. В начинании этом ему помогал Аристотель. Так культурным импульсом послужило основание в Александрии в Египте первой в мире огромной библиотеки.
Без этого греко-европейского культурного импульса христианство не распространилось бы столь далеко. В  описании истории христианства упоминается этот аспект, связанный с  Эфесом? Зачастую Артемида дается в тройном изображении, как предшественник христианской «Святой Троицы».