понедельник, 20 июня 2011 г.

Персональная выставка Владимира Филиппова

 

На персональной выставке киевского художника, с севастопольскими корнями, представлено более 50-ти абстрактных произведений живописи и графики разных лет. Картины Владимира Филиппова, абстрактные по форме, сдержанные по характеру и лиричные по содержанию, можно попытаться соотнести с традицией «живописи цветового поля».

Ближе всего в этом ряду оказываются работы представителей американского абстрактного экспрессионизма: Марка Ротко, Барнетта Ньюмана и Кеннета Ноланда. Минималистичная и «формально рациональная» манера создания образа резко отличает метод работы мастеров данного направления от подчеркнуто динамичных, порою неистовых произведений таких художников, как, Джексон Поллок. За внешней «оживленностью» изображения, созданного разбрызгиванием краски на огромном холсте, зрителю, тем не менее, не всегда удается найти образ той эмоциональной силы, а главное глубины, что скрывается за монотонным на первый взгляд чередованием локальных цветовых пятен строгой геометрической формы. Краски выстраиваются в линии и полосы, за ними проступает метр, ритм и постепенно начинает прочитываться особая, неуловимая с первого взгляда, последовательность смены настроений. Весь строй живописной поверхности почти каждого полотна создает особое подвижное и абсолютно невербализируемое состояние. Право такого рода геометрической абстракции в эстетической практике художников было «закреплено» концепцией Клемента Гринберга (критика и теоретика американского неоавангарда 1930–1960-х годов).

Осознанный выбор насыщенности, яркости, контраста или, напротив, тоновой сближенности соседних цветовых пятен позволяет художнику максимально приблизиться к передаче задуманного эмоционального образа. Возможность варьирования характеристик цветовых соединяется со свободой в создании специфической ритмической геометрической конструкции. Причем сочетаниями оттенка конкретного цвета и размера определенной планиметрической фигуры (или просто толщины красочной полосы) автор добивается различной интенсивности воздействия каждого участка живописной абстрактной поверхности.

Индивидуальная колористическая гамма, выстроенная на тонких вибрирующих полутонах одного цвета и внезапных ударных контрастах линий, взрывающих и приводящих в движение всю композицию, наполняет изображение неповторимым и неуловимым, но насыщенным содержанием. Образы в полотнах Владимира Филиппова, резонируя с внутренними вибрациями зрителя, настраивают на лиричное, но не меланхоличное, медитативное, но не отрешенное, осознанное созерцательное состояние.
Хлебовский П., искусствовед