В собрании Севастопольского художественного музея имени М. П. Крошицкого хранится графическая работа известного крымского художника Владимира Константиновича Яновского (1876 – 1966) «У могилы Ф. Васильева». В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения гениального пейзажиста Федора Александровича Васильева. Появилась возможность вспомнить двух замечательных художников.
Яновский В. К. У могилы Ф. Васильева. 1946. СХМ
Федор Васильев казался всем, кто видел его впервые, с иголочки одетым франтом с аристократическими манерами, весельчаком и насмешником, родившимся в сорочке счастливцем. Кто же мог предположить тогда, что среди многих трагических судеб русских художников трагедия Федора Васильева окажется едва ли не самой жестокой?
Перебирая в памяти судьбы рано умерших художников, оставивших неизгладимый след в искусстве, вспоминаешь немало имен. Но нельзя, кажется, найти имени человека, который, не прожив полных двадцати трех лет, оказал бы такое глубокое и серьезное влияние на целый жанр живописи, как Васильев.
Федор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в Гатчине в семье мелкого почтового чиновника еще до официального брака. Он был внебрачным сыном, что впоследствии осложнило ему жизнь. Детство его прошло на 17-й линии Васильевского острова в Петербурге, в одноэтажном низеньком домике, где царила беспросветная нужда. В двенадцать лет он нанялся почтальоном, а в пятнадцать - зарабатывал на жизнь в мастерской реставратора П. К. Соколова.
С 1865 года Васильев стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художников, в которой преподавал И. Н. Крамской. «Легким мячиком он катался между своими учителями – Шишкиным и Крамским, и оба его учителя полнели от удовольствия, от восхищения этим талантом, этим дарованием удивительным... Крамской его обожал, не мог на него нарадоваться и в его отсутствие беспрестанно говорил только о ... гениальном мальчике», - писал И. Е. Репин в книге «Далекое близкое». Позднее Крамской скажет о Васильеве, что он внес в русский пейзаж то, чего ему недоставало: поэзию при натуральном исполнении. «Чудо-мальчиком» называл Васильева, считавший себя его учеником Илья Репин. А художник Николай Ге написал о Васильеве: «Молодой, сильный, всего пять лет живший, как художник, достигший высоты громадной. Он открыл мокрое, светлое, движущееся небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин». Чувство движения – вечной основы жизни – составляет одну из драгоценнейших особенностей живописи Васильева. В его картинах дышит, живет и движется все.
Васильев Ф.А. Оттепель. 1871. ГТГ
Зимой 1871 года Васильев написал знаменитую, знаковую в его биографии, «Оттепель», первую свою по-настоящему «взрослую» картину, где юношеская светлая любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. В ней заметно стремление к обобщению образа природы, лирические переживания. «Оттепель» принесла художнику славу. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, «Оттепель» получила первую премию, картину купил П. М. Третьяков. А великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повторение этой прогремевшей на всю страну картины. В 1872 году на Всемирной выставке в Лондоне она получила широкое признание. Но успех художник встречал уже безнадежно больным. Работая над этюдом, он простыл, у него обнаружился туберкулез легких. Врачи посоветовали поехать на лечение в Крым, откуда художнику уже не суждено было вернуться. Последним пристанищем Федора Александровича Васильева стала Ялта.
Васильев Ф.А. Мокрый луг. 1872. ГТГ
В Крыму, в окружении южной природы, он страшно тосковал по среднерусскому пейзажу. Данью этим тревожащим душу воспоминаниям о привольных русских равнинах, о серебристых ивах, туманах, стелющихся над водой, воспоминаниям, обращенным в прошлое, к счастливым дням детства стала картина «Мокрый луг», созданная на основе зарисовок, сделанных в имении графа Строганова. В ней он выразил свои чувства, всю свою любовь – все, что бередило память сердца. «Эта картина рассказала мне больше Вашего дневника», - писал Васильеву Крамской, увидев «Мокрый луг» в Петербурге перед выставкой в Обществе поощрения художников.
Пока болезнь позволяла, художник много работал. Чтобы платить врачам, за очень скромную квартиру, содержать мать и младшего брата, Ф. Васильеву приходилось писать по заказу, нередко, по его словам, едва держа кисть. О положении художника говорят его письма к И. Н. Крамскому. «Кроме мерзостей, бед и болезни, на меня в Крыму не упало ни одного светлого луча, - сообщал он 29 мая 1873 года. - Разве только иногда забываешься перед натурой, только ее грандиозность и красота доставляли мне действительно счастливые минуты».
«Если написать картину, - писал он Крамскому из Крыма, - состоящую из одного голубого воздуха и гор, без единого облачка и передать это так, как в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы будет отложен…»
Васильев Ф.А. В Крымских горах. 1873. ГТГ
Задумываясь над одной из последних работ Васильева «В Крымских горах», проникаешься восхищением величия природы, стремлением автора передать ее вечность. Тяжело больной молодой художник тонко почувствовал красоту и торжественную тишину безграничного неба, высоких стройных сосен, уходящей вдаль дороги. Он придал произведению философский, эпический характер, как бы напоминая о конечности земной жизни, о вере в то, что постижение природы возвеличивает и облагораживает людей. Это мироощущение позднее зазвучит у Левитана в картине «Над вечным покоем».
Васильев Ф.А. В Крыму. 1872 – 1873. СХМ
В собрании СХМ имени М. П. Крошицкого хранится маленький лирический этюд Ф. Васильева «В Крыму», созданный в 1872 – 1873 годах. В нем переданы собственные натурные наблюдения художника и совершенно особое состояние крымского горного воздуха. В колорите очень точно выдержано цветовое единство. «У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чем я страшно иногда пугаюсь. Где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть», - писал он Крамскому. Несмотря на этюдность, здесь четко выстроена композиция: подробно уверенными, смелыми мазками «рассказан» передний план, удачно высветлен средний, а вдали мягкая гряда крымских гор как бы «поддерживает» небо с подвижными, несущими влагу, облаками.
В 1873 году вести из Петербурга о признании его творчества придали Васильеву надежду на лучшее будущее. Только состояние здоровья становилось все хуже и хуже. Врачи посоветовали поехать на лечение в Италию. Но для выезда за границу необходимо было «звание», и он ждал его от Академии, куда давно подал прошение о присуждении ему звания художника. Васильев жил в Крыму с просроченным паспортом и таким же просроченным отпускным свидетельством из Академии, т. е. без всякого вида на жительство. Совет Академии соизволил присудить Васильеву звание классного художника 1-й степени, но… при условии, что «вольноприходящий ученик» выдержит экзамен «из наук». Поездка в холодный, сырой Петербург для сдачи грамматики, арифметики, истории была равносильна самоубийству. Васильев просит освободить его от экзамена и дать постоянный вид на жительство. Но Совет отменяет прежнее свое постановление и присваивает ему звание «почетного вольного общника», дававшее одно лишь право: при посещении здания академии надевать шитый золотом мундир…Это сообщение окончательно его сломило и привело к трагическому концу. Гениальный художник Федор Александрович Васильев, к огромному сожалению, преждевременно скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Его похоронили на ялтинском Поликуровском кладбище. 4 сентября 1879 года И. И. Шишкин, который был одним из учителей и мужем сестры Ф. Васильева Евгении, установил на его могиле памятник.
К сожалению, как трагична была жизнь Федора Васильева, так были трагичны и события, связанные с его могилой и памятником.
Памятник на могиле Ф. А. Васильевп на Поликуровском кладбище в Ялте
Во время оккупации Крыма в годы Великой Отечественной войны на Поликуровском холме расположилась кавалерийская немецкая часть, солдаты которой использовали могильные плиты для строительства укреплений и прочих хозяйственных построек и нужд. Многие памятники на захоронениях были разрушены, в том числе и посвященный Ф. А. Васильеву. В 1963 году по рисунку И. И. Шишкина захоронение и памятник были восстановлены. Но в «лихие» 1990-е, когда процветала скупка металлов, с могилы исчез бронзовый бюст… И до сих пор памятник не восстановлен…
Яновский В.К. У могилы Ф.Васильева. 1946. СХМ
Грустное, печальное чувство возникает, глядя на акварельную работу крымского художника Владимира Константиновича Яновского (1876 – 1966) «У могилы Ф. Васильева» (1946, СХМ).
Над могильной плитой Ф. Васильева, словно символ одинокой и трагической судьбы талантливого художника, возвышается молчаливый кипарис. Он, как будто, охраняет покой страдавшего при жизни «чудо-мальчика». А южное крымское солнце, кажется, хочет согреть своими яркими лучами последнее пристанище юного живописца. Разноцветные груды камней среди строгих тёмно-зелёных кипарисов напоминают о фашистских варварах, уничтоживших на кладбище надгробия. Необычайную рельефность и объемность придают акварели богатые светотеневые контрасты и цветовые переходы.
Лирическое настроение возвращает к творчеству Ф. А. Васильева. Как будто вместе с В. К. Яновским вспоминаешь, как изображал небо, облака, крымские виды гениальный художник.
Для двух пейзажистов безграничная любовь к природе была неиссякаемым источником вдохновения и творчества. Их сближали и жизненные перипетии, и страстное желание стать художником.
Владимир Константинович Яновский родился 15 (2) апреля 1876 года в бедной крестьянской семье, обосновавшейся в деревне Ортолан или Топлак Феодосийского уезда (Белогорский район). Через два месяца после его рождения умер отец. Мать, Анна Борисовна, оставшись с четырьмя детьми, пошла в батрачки. Детство у юного Володи было бедное и голодное.
Летом 1888 года он встретил у реки незнакомого человека с мольбертом. Мальчик с восторгом наблюдал, как под кистью незнакомца преображался белый лист бумаги. Позднее он узнал, что это был известный русский художник-передвижник Г. Г. Мясоедов. Случайная встреча пробудила в юноше мечту стать художником. Через 13 лет они встретятся в Ялте на утренних этюдах и в мастерской Г. Г. Мясоедова.
В Ялте Яновский, благодаря фотографу Семенову, выучился на фоторетушера и самостоятельно осваивал азы акварельной живописи. Он сумел получить работу в мастерской талантливого фотографа Ф. П. Орлова, снимавшего императорскую семью.
В 1895 году В. Яновский поступил на вечерние курсы рисовальной школы при Обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге. Ему пришлось совмещать учебу и работу, так же как и Ф. Васильев, обучавшийся в этой школе и подрабатывавший в мастерской реставратора П. К. Соколова. Однако работа и учеба без отдыха, бедность и непривычный климат вскоре подорвали здоровье молодого В. Яновского. В 1900 году он был вынужден вернуться в Крым, в Ялту. Ему помогли природные способности и страстное желание стать художником. Он брал этюдник и шел писать родные пейзажи, создавая для себя самого, a затем и для широкого зрителя образ крымской земли.
С 1925 года и до конца своих дней художник жил в Бахчисарае, занимался преподавательской деятельностью.
После Великой Отечественной войны В. К. Яновский совершил длительный поход по крымским горам, зарисовывая с натуры места партизанских боев. Возможно, в этот период художник оказался в Ялте и почтил память талантливого художника Ф. А. Васильева на Поликуровском кладбище.
Произведение крымского художника В. К. Яновского «У могилы Ф. Васильева» побуждает вернуться к творчеству и бесконечным раздумьям так рано ушедшего из жизни молодого, но одного из самых талантливых пейзажистов XIX века.
Л. Кашникова, научный сотрудник музея