пятница, 18 декабря 2015 г.

«Памяти Анатолия Сухоруких»


18 декабря в 16 часов открывается выставка памяти замечательного севастопольского художника А.И. Сухоруких - пейзажиста, мастера портрета, натюрморта и тематической картины. Выставка приурочена к 80-летию Анатолия Ивановича. На ней представлены почти все работы из фона музея им. М.П. Крошицкого.  


Сухоруких Анатолий Иванович 

(20.12.1935 – 21.08.2015) 

Народный художник Украины 

Родился 20 декабря 1935 г. в г. Новочеркасске (Россия). В 1944 году семья переехала в Крым, в с. Верхнесадовое. С 1952 по 1960 годы (с перерывом на службу в армии) учился в Крымском художественном училище им. Н.С.Самокиша. В 1966 году окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Уже дипломная работа «Матери Севастополя» экспонировалась на республиканской выставке в Киеве. С 1966 года жил и работал в Севастополе. С этого же года активно включился в выставочную деятельность, участвуя в городских, областных, республиканских экспозиционных проектах. С 1973 года - член Союза художников СССР. С 1997 г. - организатор и руководитель ежегодных «Севастопольских пленэров». В 1994-2007 гг. - председатель Севастопольского отделения НСХУ. С 1998 г. - заслуженный деятель искусств Украины. С 2009 - народный художник Украины. В 2006 г. - награжден золотой медалью Президиума Академии искусств Украины. Жил и работал в Севастополе. Работы находятся в Севастопольском и Симферопольском художественных музеях, в Алупкинском государственном музее, музейных и частных коллекциях России, Украины, Швейцарии, Испании, Франции, Японии и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
***

Анатолий Иванович Сухоруких – одна из самых значимых фигур в художественной жизни Севастополя.

Увидев Крым в детстве, он полюбил его навсегда и, восхитившись, воплощал его свет, красоту и героическую историю на протяжении всей своей жизни. Неудивительно, что уже дипломная работа молодого художника, «Матери Севастополя», привлекла внимание зрителей и специалистов: она выставлялась на республиканской выставке и была опубликована в центральной московской и киевской прессе.

На выставке, где представлены работы времени расцвета его творчества, мы видим, что он мыслил цветом. Не случайно известный художник Геннадий Арефьев признал Анатолия Ивановича чуть ли не главным живописцем Севастополя. 

В конце 1960-х-начале 1970-х годов, после поездки на творческую дачу в Седнев, художник увлекся серебристым, светлым, голубым цветом. Это увлечение счастливо соединилось с его любовь к городу. Итогом стала работа «Праздничный вечер в Севастополе» из «золотого фонда» музейной коллекции, чье голубое сияние мы и выбрали для афиши выставки. 

В начале семидесятых годов главными в творчестве художника стали картины «с суровым героическим содержанием». Но воплощал он их мажорными цветами, сочетание которых увлекало его в этот период. Так появился пейзаж «Стражи старого Севастополя» и картина «Отстояли». Они стали настоящей творческой удачей живописца, столь заметной, что им и всему творчеству художника была посвящена статья в республиканском журнале по искусству «Мистецтво» (№ 5 за 1974 год).

Анатолий Иванович всю свою долгую творческую жизнь был в поиске наилучшего воплощения той или иной темы – колорита, композиции, ритма…

Тот или иной цвет или их сочетание периодически завораживали его, направляли или определяли творческий поиск. Так, пейзаж «На южных границах» - результат увлечения черным и зеленым цветом.

А как различен белый цвет в двух зимних пейзажах Севастополя! Теплый, с предощущением праздника, «Снег в Севастополе» и аскетично-сероватый «Севастополь зимой», передающий своей пустынностью щемящее душевное одиночество, так напоминающий грустные фильмы 1960-х годов.

Как портретист, А.И. Сухоруких умел «схватить» и передать остро индивидуальные черты каждого человека: поворот головы или манеру сидеть, как в графических, так и в живописных работах. Посмотрите на мастерский набросок «Мать» - предельно конкрентный - и сравните его с образами севастопольских матерей на одноименной картине. Обобщение через характерное – вот одна из черт творчества замечательного севастопольского мастера. Таков и запоминающийся детский образ в темперной работе «В осажденном Севастополе» («Папа ушел на войну»).

Всегда требовательный к себе, он имел право быть требовательным к другим. Многолетний глава творческого союза, он переживал за состояние художественной жизни в Севастополе и сумел сохранить его в тяжелые 1990-е годы.

С годами творчество Анатолия Ивановича становилось радостнее, все более наполняясь цветом («Цветы крымской осени»).

Трудно говорить о х у д о ж н и к е в прошедшем времени. Но творчеством своим он остается с нами: торжественной монументальностью по-особому увиденного города, отражениями огней в севастопольской бухте и особой, только ему присущей интонацией…

Мы будем помнить Вас, Анатолий Иванович!
Татьяна Сайгушкина, искусствовед

















СМИ о выставке:
НТС: Художественная выставка памяти Анатолия Сухоруких